Завоевав Галлию, римляне прибегли к помощи самих галлов для того, чтобы в дальнейшем держать страну в покорности. Многочисленные галльские отряды несли гарнизонную службу и сражались на стороне римлян в большинстве тамошних войн середины — второй половины I века до н.э. В правление династии Юлиев-Клавдиев они составляли заметную часть римской армии, стоявшей вдоль Рейна и Дуная. Среди них заметную роль играли выходцы из племени треверов.
Накануне римского завоевания власть в Галлии принадлежала военному классу, который Цезарь в своих «Записках» называл всадниками:
«Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почётом, ибо простой народ там держат на положении рабов — это друиды и всадники. Всадники все выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны). При этом чем кто знатнее и богаче, тем больше он держит при себе слуг и клиентов. В этом одном они видят свое влияние и могущество».
Знаком принадлежности к всадникам являлось право на публичное ношение оружия. Согласно сообщению Посидония, оружие вручалось юноше как знак его совершеннолетия, вооружёнными галлы являлись на общественные собрания и даже на пиры. После смерти владельца оружие клали вместе с ним в могилу. Обнаруженные при раскопках комплексы вооружения включали меч в ножнах, большой щит, копьё и несколько дротиков, реже предметы защитного снаряжения, включая кольчугу и шлем.
Высокий процент погребений с оружием, которые составляют, возможно, четверть от общего их числа, говорят о милитаризации галльского общества накануне римского завоевания. Если оценивать общую численность населения Галлии в это время между 10 и 15 млн человек, то число военнообязанных могло составлять от 2 до 3 млн человек. В ходе римского завоевания этот слой подвергся тотальному истреблению, а затем частично маргинализировался. Несогласные смириться были вынуждены покинуть страну, найдя себе убежище в Британии или в землях за Рейном.
Юлии из Галлии
В ходе завоевания Галлии в армии Цезаря сражалось множество галлов — как в составе присланных своими общинами вспомогательных союзнических контингентов, так и в качестве добровольцев. По традиции, зафиксированной в источниках по крайней мере со времен похода Ганнибала, галльская молодёжь охотно стекалась под знамёна известных вождей в надежде на добычу и славу. После окончания Галльских и с началом Гражданских войн Цезарь многих из тех, кто ранее воевал под его началом, вновь привлёк на службу, вызвав их к себе поимённо письмами в память о старой дружбе и оказанных ранее милостях. Некоторых из галлов Цезарь упоминает персонально:
«В числе всадников Цезаря было два брата-аллоброга, Роукилл и Эг, сыновья Адбукилла, который много лет был главой своей общины. Это были чрезвычайно храбрые люди, которые своей храбростью оказали Цезарю немало отличных услуг во все войны с галлами. За это он поручил им на родине виднейшие должности, провёл их выбор вне очереди в местный сенат, дал им земли в Галлии, отнятые у врагов, дарил большие денежные суммы и вообще сделал их из людей бедных богатыми. За свою храбрость они были в почёте не только у Цезаря, но и очень ценились в армии».
По окончании войны те из галлов, которые успели вовремя примкнуть к победителю, смогли сполна пожать плоды своей верности. Богатства и связи, которыми они обзавелись во время военной службы, позволили им занять высокое положение в своих домашних общинах. Их потомками являются галльские Юлии, которых мы знаем по многочисленным надписям и упоминаниям источников. Это имя свидетельствует о приобретении римского гражданства в правление Цезаря или его преемников от Августа до Калигулы.
Среди Юлиев из Галлии наиболее известны вожди восстания 21 года н.э. эдуй Юлий Сакровир и тревер Юлий Флор, о которых Тацит говорил, что они оба принадлежали к знатным родам и что их отцы и деды получили гражданство за свои подвиги, что во времена Цезаря и Августа «было редкой наградой и давалось только за выдающиеся заслуги». Еще одним Юлием, чьи предки удостоились римского гражданства, являлся вождь лингонов Юлий Сабин, выводивший свое происхождение от самого Цезаря и на этом основании провозгласивший себя императором в 70 году н.э. По надписям I—III веков на территории Аквитании известно 119 Юлиев, в Лугдунской Галлии — 45, в Белгике — 38.
Треверы
Треверы были большим и могущественным галльским племенем, жившим в долине Мозеля вплоть до берега Рейна. Цезарь считал их германцами по происхождению, однако имена треверов, ономастика занимаемой ими территории и их надписи являются кельтскими. Если предки треверов когда-то и прибыли из-за Рейна, это произошло очень давно и к моменту встречи с римлянами, они уже полностью растворились в местном галльском населении. Власть воинственного и влиятельного племени треверов признавали многие общины, жившие на берегах Мааса и Нижнего Рейна. По словам Цезаря, они выставляли самую многочисленную и сильную в Галлии конницу, а сверх того не уступающую ей в численности пехоту. Видя в треверах важных союзников на будущее, Цезарь неустанно стремился заручиться их дружбой.
«У треверов боролись за высшую власть Индутиомар и Кингеториг. Последний при известии о приходе Цезаря и его легионов немедленно явился к нему и поручился за то, что как сам он, так и все его сторонники сохранят неизменную верность и дружбу по отношению к римскому народу, вместе с тем он сообщил о положении дел у треверов. Но Индутиомар стал стягивать конницу и пехоту, укрыл неспособных по возрасту носить оружие в Ардуеннском лесу, который на большом пространстве тянется через середину области треверов от Рейна до начала области ремов, и вообще стал готовиться к войне. Но отдельные князья этого племени — отчасти по дружбе с Кингеторигом, отчасти из страха перед приходом нашего войска — явились к Цезарю и стали ходатайствовать каждый за себя лично, раз уже нельзя помочь всему племени. Тогда Индутиомар, из боязни быть покинутым всеми, также отправил к Цезарю послов. (…) Хотя Цезарь хорошо знал, почему это говорится, он потребовал к себе Индутиомара с 200 заложниками. Когда они прибыли и среди них оказались также сын и все родственники Индутиомара, которых Цезарь вызвал поимённо, он успокоил Индутиомара и посоветовал ему соблюдать верность. Тем не менее, он пригласил к себе князей треверов и склонял каждого из них в отдельности на сторону Кингеторига. (…) Индутиомар был очень огорчён умалением своей популярности у себя на родине, а так как он уже ранее был враждебно настроен против нас, то теперь он ещё больше озлобился».
Зимой 54—53 годов до н.э. Индутиомар вместе с вождем эбуронов Амбиоригом поднял своих соотечественников на восстание. Кингеториг бежал к римлянам, его собственность была конфискована, а принадлежавшие ему земли разорены. Индутиомар со своими сторонниками напал на лагерь Тита Лабиена, однако неосмотрительно ввязался в бой до подхода главных сил, потерпел неудачу и погиб в бою. Его голова была принесена в римский лагерь. После смерти Индутиомара его сторонники сложили оружие и у треверов вновь возобладала проримская партия Кингеторига. В 52 году до н.э. произошел новый переворот: треверы вновь отложились от римлян и в следующем году опять были усмирены Лабиеном. Последние оставшиеся в живых сторонники Индутиомара спаслись бегством за Рейн к германцам. После обращения Галлии в провинцию, треверы получили от Цезаря полное прощение своей вины и стали одной из немногих общин, что удостоились привилегированного статуса свободных и союзных — civitas libera et foederata.
На протяжении двух последующих десятилетий треверы оставались верными союзниками римлян. Во время Гражданской войны между Октавианом и Антонием в 30—29 годах до н.э. они вновь подняли восстание и были приведены к покорности Марком Ноннием Галлом. С этими событиями можно связать разрушение треверского оппидума Тительберг и строительство римского лагеря на горе Петрисберг на месте будущего Трира, которое на основании дендрохронологии датируется весной 30 года до н.э. В наказание за восстание у треверов был отобран свободный статус. В списке галльских общин, который дает Гай Плиний Секунд, треверы обозначены как civitas foederata antea libera, то есть «прежде свободные».
Сatervae tumultuariae
Свой привилегированный статус треверы получили от Цезаря в благодарность за оказанные ими в ходе завоевания Галлии услуги. В качестве римских союзников они должны были посылать Цезарю определённое число воинов, прежде всего конницу, учитывая репутацию треверов как превосходных всадников. Численность этих контингентов остается неизвестной, но скорее всего она была довольно значительной. Эти воины в составе римской армии образовывали самостоятельные отряды (catervae tumultuariae), сражавшиеся под командованием их собственных вождей и своим собственным вооружением. По окончании Галльской кампании часть этих воинов была демобилизована и вернулась домой, но некоторые продолжали военную службу, в том числе в качестве добровольцев. Эти отряды являлись зародышем тех ауксилий (alae, cohortes, vexilationes), которые, начиная с эпохи Августа, стали частью регулярной римской армии. Археологически их присутствие фиксируется находками оружия, защитного снаряжения и лошадиной сбруи частично римского, частично галльского производства в местах стоянки гарнизонов: Герговии и связанных с ней оппидумах Корент и Гондоле, столице эдуев Бибракте, а также оппидумах Вернон, Шосе-Тиранкур, Базель-Мюнстерхугель, Фильцбах-Форемвальд, — и, менее определённо, скоплением галльских серебряных и бронзовых монет, в которых солдаты получали жалование.
В период правления династии Юлиев-Клавдиев до 68 года н.э. галлы выставляли 28 кавалерийских ал и 76 когорт пехоты, то есть 65% состава вспомогательных войск в западных провинциях империи. Ранний этап истории этих отрядов очень слабо документирован. Их идентификация возможна или по более позднему названию (ala Treveroroum), или по имени командующего (ala Atectorigiana). Основываясь на распределении погребений с оружием второй половины I века до н.э., исследователи полагают, что значительная часть этих отрядов была укомплектована представителями общин треверов и битуригов.
После римского завоевания обычай помещать оружие в погребения знати постепенно исчез на большей части территории страны к югу от Сены. Это стало результатом политики демилитаризации и умиротворения Галлии при Августе, а также изменением концепции власти и престижа. Место оружия в погребениях галльской знати заняли римские импорты, в том числе драгоценные сосуды и кубки, кольца с печатями и другие ювелирные украшения, фибулы и т. д. Своё место в составе погребального инвентаря оружие сохраняло в северо-восточной части Галлии, примыкавшей к области среднего и нижнего Рейна. Обитатели этих областей, в составе которых значительную роль играли племена, переселившиеся с правого берега Рейна, всё ещё сохраняли старинную суровость нравов и прежнюю воинственность. В области треверов погребения с оружием широко представлены в составе некрополей Трир-Ольвиг и Гёблинген-Ношпелт. У битуригов они известны по результатам раскопок некрополей Берри-Буи и Антран.
Характер помещенного в погребальную камеру инвентаря свидетельствует о том, что здесь покоятся воины-всадники. Как правило, в его составе имелись трензеля с псалиями, фалеры, а также всаднические шпоры. Само оружие обычно включало железный наконечник копья и нескольких дротиков, несколько реже встречаются мечи в ножнах и железные умбоны щитов. Изредка археологи находят шлемы и фрагменты кольчуги. Как само погребение, так и помещённый в него инвентарь имеют следы смешанного влияния. Погребальные ритуалы продолжали традиции доримского времени. Тело покойника сжигалось, а прах рассыпался по полу деревянной погребальной камеры, поверх которой насыпался курган. Оружие и прочее снаряжение, помещаемое в камеру зачастую оказывается импортного происхождения. Помимо длинных мечей латенского типа в металлических ножнах с украшениями прорезного типа, археологам всё чаще встречаются короткие мечи, выкованные по образцу римского гладиуса. На сегодняшний день известны по крайней мере 26 подобных находок, происходящих с территории треверов. При этом, несмотря на импортный характер происхождения, использование оружия в рамках погребальных практик говорит о преемственности с более ранней эпохой. Прежде чем быть помещенным в могилу, клинок отжигался в пламени погребального костра, а затем многократно сгибался в соответствии с широко известным ритуалом Железного века.