Эти люди изначально набирались из безземельных крестьян, которые хотели изменить своё материальное положение за счёт грабежа и мародёрства. Сам термин «асигару» переводится с японского как «лёгкая нога». Это указывает на то, что многие поступающие на службу крестьяне не имели не только оружия и брони, но порой даже обуви – всё это они должны были добыть в бою.
К концу XV века успех военных кампаний уже зависел от количества асигару в армии того или иного землевладельца, но при этом такие солдаты были очень ненадёжны. Для того времени было обычным явлением, когда даймё после победы терял большую часть своей армии. Уцелевшие в битве асигару после сбора трофеев просто дезертировали, не желая больше рисковать своей жизнью, или переходили на сторону противника, если понимали, что их наниматель проигрывает войну. Порой в одной армии одновременно оказывалось несколько враждующих между собой банд, что, в свою очередь, могло привести к резне за спиной командира.
Ситуация начала меняться в первой половине XVI века. Примерно в этот период большинство даймё стали набирать асигару из своих собственных крестьян, а также из дзи-самураев. Последние представляли собой промежуточное звено между классами. В военное время они выступали как самураи (у них было собственное оружие и доспехи, чаще всего фамильные), а в мирное время занимались сельским хозяйством. Систематизировав набор в свою армию, даймё мог смело тратить деньги на повышение её боеспособности. Для вчерашних крестьян стали изготавливать доспехи. Эти комплекты назывались «окаси-гусоку» (доспехи взаймы) и чаще всего состояли из панциря, набедренников и шлема. Для того чтобы выделить своих асигару на поле боя, господа помещали на их панцири свой «мон» (простой геральдический символ рода).
Сегодня крестьянин — завтра солдат
Ярким примером того, как проходило превращение крестьян в асигару, служит документ о мобилизации 1560 года, изданный даймё Удзимаса Ходзё. Особый интерес в нём представляют следующие пункты:
- «Все мужчины в возрасте от 15 до 70 лет должны зарегистрироваться до 20 дня этого месяца у моего заместителя в Кацукуи. Прибывшие должны иметь при себе аркебузу, копьё или другое оружие. В противном случае они рискуют попасть в затруднительное положение»…
- «Мобилизации подлежат все мужчины призывного возраста, включая также дрессировщиков обезьян и буддийских монахов»…
- «Мужчины должны являться на регистрацию в полном боевом облачении. Те, кто не имеет копья или лука, должны быть вооружены хотя бы мотыгой или серпом»…
- «В случае, если выяснится, что хотя бы один уклонился от службы, этот человек, вне зависимости от его положения, будет обезглавлен»…
- «Это предписание обязательно для всех. Тот, кто проявит себя на службе и докажет верность своему господину, получит разумное вознаграждение».
Казалось бы, даймё, наконец, получили настоящую армию асигару, которые не дезертируют после первого мародёрства. Но в то же время отрыв работоспособных мужчин от сельскохозяйственных работ не позволял вести длительные кампании, так как кому-то нужно было собирать урожай. До 1580 года крестьяне могли оставлять своего хозяина и переходить на службу к более успешному господину – поэтому плохой полководец, проиграв войну, рисковал потерять и земли, и вассалов. Однако война сулила новые плодородные земли, которые привлекли бы новых крестьян – потенциальных асигару.
Помимо этого, чем больше сражений, тем более опытен асигару, а опытные крестьяне-воины были огромным преимуществом в случае вторжения противника. Это хорошо демонстрирует история Мототика Тёсокабэ. Сторонники этого даймё постоянно находились в состоянии боевой готовности. Согласно историческим документам, его крестьяне, выходя на обработку рисового поля, брали с собой копья, к которым привязывали доспехи. Они втыкали древко копья в межу и в случае нападения за несколько минут перевоплощались в воинов, готовых дать отпор врагу. Такая тактика позволила Тёсокабэ не только успешно отражать нападения соседей, но и подчинить себе весь остров Сикоку.
Отсюда следует вывод, что, в отличие от европейских феодалов, в Японии на успех мог рассчитывать лишь тот даймё, который грамотно балансировал между земледелием и войной.
Специализация и организация
Общее командование над отрядами легконогих осуществляли асигару-тайсё. Несмотря на то, что сами асигару комплектовались из низших сословий, асигару-тайсё могли стать лишь самые доверенные самураи даймё. Всё это лишний раз свидетельствует о том, какую ценность крестьяне-воины представляли для своего господина.
Что касается самих крестьян, то они могли дослужиться до асигару-касира, что условно можно считать равным воинскому званию «капитан». Он командовал отрядом, имевшим однотипное вооружение. Следующими в иерархии шли асигару-ко-касира, или, условно, лейтенанты. Их в подчинении у капитана могло быть пять. В свою очередь, под командованием у асигару-ко-касира находилось до 30 человек. Лейтенанты были важнейшим звеном в армии даймё, так как рядовые асигару подчинялись непосредственно их приказам. Поэтому на эту должность назначали лишь самых смелых и обученных солдат.
Асигару могли иметь достаточно разнообразное основное оружие – лук, аркебузу, копьё. Как правило, абсолютное большинство составляли копейщики. На начальных этапах копьё асигару в длину было таким же, как у самураев – чуть больше трёх метров. Однако, начиная примерно со второй половины XVI века, его длина стала расти. Так, в некоторых мобилизационных приказах этого периода было прописано, что асигару, имеющие копья из бамбука или древесины, должны явиться с ними на службу, но длина этих копий не должна быть меньше двух кенов (чуть более 3,5 метров). Асигару клана Такэда сражались копьями длиной 4,8 метра, в то время как, к примеру, в армии Нобунага Ода предпочитали копья длиной примерно 5,5 метров. Конечно, такое увеличение в размерах влекло за собой и изменение техники боя. Если в начале своего существования асигару-пикинёры могли на манер самураев выступать как одиночные бойцы, то с увеличением длины древка они стали действовать группами, формируя по три шеренги и выставляя копья таким образом, чтобы наконечники находились на одном уровне.
Вторыми по количеству, но не по значимости, были аркебузиры. В Японию первые образцы этого огнестрельного оружия попали благодаря португальцам. Затем конструкция аркебузы была усовершенствована. Был добавлен пружинный спусковой крючок и разработан целый ряд смесей, которыми пропитывали фитиль для стрельбы в дождь. Кстати, вопреки сложившемуся мнению, и самураи не брезговали этим видом оружия. В отличие от простолюдинов, благородные воины использовали его для отстрела важных фигур армии противника. Асигару же применяли тактику залпового огня по большому скоплению вражеских войск.
Так как на перезарядку аркебузы в боевых условиях тратилось от 20 секунд до минуты, для прикрытия аркебузиров использовались лучники. Если верить рисункам второй половины XVI – начала XVII веков, на отделение аркебузиров (от пяти человек) приходился минимум один лучник. Отряд обычно состоял из шести отделений, следовательно, в каждом отряде аркебузиров было минимум шесть лучников. Такое небольшое количество обусловлено тем, что снайперски стрелять из лука чаще всего умели лишь самураи, а крестьян обучали лишь залповому огню в направлении противника.
К тому же, хоть лук и имел высокую скорострельность, а также позволял повторно использовать боеприпасы, он проигрывал в дальности и мощности. Более или менее прицельную стрельбу из лука можно было вести на расстоянии от 30 до 80 метров, в то время как аркебузиры, вне зависимости от построения, открывали огонь уже со 100 метров. На расстоянии в 50 метров пуля пробивала стандартный панцирь пехотинца (эквивалентный листу стали в 1 мм толщиной).
Чаще всего на поле боя отряды асигару действовали следующим образом: аркебузиры по команде асигару-ко-касира и под надзором асигару-касира давали залп по врагу. Пока они перезаряжали своё оружие, в бой вступали лучники. Когда асигару-тайсё замечал, что под огнём строй противника нарушался, он отдавал приказ к наступлению. Лучники продолжали вести стрельбу, прикрывая отход аркебузиров. После этого следовала атака пикинёров. Последними в бой вступали самураи.
Но не все асигару были копейщиками или стрелками. Некоторые из них поступали в служение самураю. Они переносили его вещи и оружие, а также помогали облачаться в доспехи. В случае, если их господину угрожала опасность, они должны были закрыть его своим телом. Если у даймё был флот, то гребцами и матросами выступали всё те же мобилизованные крестьяне. Помимо этого, простолюдинов назначали знаменосцами и сигнальщиками на поле боя. Те, кто имел опыт работы на рудниках, использовались в роли инженеров при осаде замков.
Светлое будущее
Несмотря на то что служба в армии была обязательной для всех крестьян, для многих из них это был единственный шанс хоть как-то улучшить своё материальное состояние и сделать карьеру. Самый лучший пример тому – «Японский Наполеон» Хидэёси Тоётоми. Он был сыном асигару, который служил у Нобухидэ Ода. Отец Хидэёси был вынужден навсегда оставить службу из-за ранения и вернуться к земледелию, в то время как Тоётоми начал свою военную карьеру в качестве асигару. В скором времени он попал на службу к Набунаге Ода и, заслужив уважение, был произведён в самураи. После смерти главы клана Ода благодаря ряду блистательных побед Тоётоми встал во главе клана, а затем к концу XVI века фактически стал единоличным правителем объединённой Японии.
Этот же человек издал самый важный для Японии закон, который прямым образом касался асигару. Возможно, опасаясь, что кто-то может последовать по его пути, он издал приказ, по которому у всех простолюдинов отбиралось оружие. Также он запретил переход самураев в крестьяне и крестьян в иные сословия. Помимо этого самураям и простолюдинам теперь запрещалось оставлять своего господина. Наказание за нарушение «Эдикта о разделении» было очень строгим: «Если закон будет нарушен, а нарушитель избежит наказания, следует схватить и обезглавить трёх других человек…»
Получилось так, что асигару, которые на момент вступления этого закона в силу находились на военной службе, больше уже не могли вернуться к своей крестьянской жизни, а крестьяне больше не могли наживаться за счёт грабежа и мародёрства. Идею разделения японского общества на изолированные классы продолжил преемник Хидэёси – Иэясу Токугава. Во время своего правления он признал за асигару все самурайские достоинства, превратив тем самым вчерашних крестьян-воинов в младшую прослойку самурайского класса.
Окончательному превращению асигару в первых солдат профессиональной японской армии способствовала книга «Солдатские истории», написанная Набуоки Мацудайра в 1649 году. В ней он даёт практические советы по применению пехотинцев асигару в бою. Это произведение базировалось на опыте, который Мацудайра получил в ходе подавления восстания в княжестве Симабара в 1638 году. Командуя войсками сёгуна в ходе этой кампании, он смог извлечь множество полезных уроков. Особенностью этого произведения считается то, что оно не зациклено на доблести одних лишь самураев, а описывает все аспекты военной жизни и может служить пособием для командиров асигару, а, следовательно, признаёт их как полноценных участников самурайских войн.
Хидэёси Тоётоми, асигару, объединивший Японию, не только создал предпосылки для возникновения профессиональной армии, сам того не подозревая, но и запустил цепь событий, апофеозом которых стала Реставрация Мэйдзи – крах самурайской системы.