Термин rinascita (возрождение) вводит в обиход Джорджо Вазари, противопоставляя новое искусство, возрождающее античную культуру «тёмному Средневековью». Кстати, «тёмным» Средневековье прозвали тоже деятели Ренессанса, надолго закрепив негативное отношение к средним векам. Если б они знали, что сегодня, вводя в поисковик «искусство средних веков», по ссылкам примерно на 70% мы увидим живопись Ренессанса, то, наверняка, возмутились бы.
Эпоху Возрождения исторически чаще всего относят к позднему Средневековью, считая этот период «мостиком» к Новому времени. Однако мировоззренчески Возрождение тяготеет, всё-таки, к Новому времени и именно кватроченто формирует эстетические каноны современного человека, которые накрепко заcели в нашем сознании. Что греха таить, эстетические революции ХХ века не смогли затмить и вытеснить революцию Ренессанса.
Хронология Ренессанса:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XIV — 1-я пол. XV века)
Высокое Возрождение (XV — первая треть XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Основные черты эпохи:
— Обращение к античному наследию: искусству и философии древней Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается к трудам Аристотеля, то Возрождение восхваляет Платона и неоплатонизм;
— Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу, он творец на земле, он высшее существо, созданное всевышним. Ценится уникальность человеческой личности. Эта черта называется антропоцентризмом (антропос — человек);
— Ренессанс во главе угла ставит не богословие, а искусство и философию. Преобладание светского над религиозным. Человек Ренессанса — универсально образованная личность, отсюда и гуманизм Возрождения. Происхождение уже не так важно, а важно то, насколько ты талантлив. Поэтому многие деятели Ренессанса далеко не из благородных семей.
Италия и Ренессанс
Родиной Ренессанса считают Италию, ведь именно Италия в западноевропейском пространстве — прямая наследница античной культуры. Примечательно, что Рим — вечный город, пребывавший тысячелетие под гнётом варваров, — никогда не забывал о былой славе, однако первенство в возрождении античной мысли принадлежало не Риму, а Флоренции. Во Флоренции творят титаны Возрождения: Брунеллески, Альберти, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Во Флоренции впервые были переведены на латынь Платон и другие греческие философы. Византийский философ Геместий Плетон, флорентийцы Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолла с лёгкой руки главного мецената Ренессанса Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепного основывают так называемую «Платоновскую академию», где делятся своими новаторскими гуманистическими идеями. Собственно, мыслителей Ренессанса называют не сколько философами, сколько гуманистами, так как цельной философской системы у многих из них не было.
Гуманизм эпохи Возрождения имел особое значение и особую трактовку.
А. Ф. Лосев «Эстетика Возрождения»
— Активно обращаясь ко всем временам, вырабатывая «избыток видения» в сфере символического, Ренессанс развивает в себе и особого рода проницательную дипломатическую учтивость. Эта учтивость и является одной из главных черт «гуманизма». Ренессансный гуманизм — это не прославление человеческого, гуманоцентризм, сокрушающий тёмные века, всё это привнесённые в это понятие веяния эпохи Просвещения. Античное же хуманитас, ближайшим аналогом было греческое слово «воспитание», подразумевает, прежде всего, достоинство, доброту, образованность, учтивость, вежливость.
Время перелома.
Проторенессанс (XIII — XIV ст.) не просто заложил основы для будущего переворота, это время рождения кардинально новых идей. С одной стороны, утверждение схоластики с её девизом Фомы Аквинского «Философия — служанка богословия», с другой стороны — её отрицание. Такие философы, как шотландец Дунс Скотт, немецкий мистик Мастер Экхарт, Николай Кузанский формируют абсолютно новое представление о человеке и его месте в мироздании. Человек становится не просто твореньем божьим (тварным существом), человек — личность, через которую бог познаёт самого себя, через которого бог проявляет себя во всей своей полноте. Философия Николая Кузанского оказала огромное влияние на искусство северного Возрождения, наполненное пантеизмом и божественным началом.
В работах основоположников северного Возрождения Робера Кампена и Рогира ван дер Вейдена хорошо видно, как воплотилась идея пантеизма в живописи.
Также прекрасным примером служит работа неизвестного нидерландского мастера XV «Мадонна смирения». Это уже не схематично-сакральное изображение византийских икон. Мадонна по-матерински нежно смотрит на маленького Христа, в руках которого плод яблока — символ спасения. Но он не нарочито демонстрирует его зрителю, а, как ребёнок, играет с ним. Предметы словно живут своей тихой жизнью, ненавязчиво раскрывая образ. Такое изображение Мадонны в закрытом саду намекает на девственное зачатие Марии, а белые лилии олицетворяют её невинность. Маленькие красные цветочки — символ жертвенной крови Иисуса.
Вообще, чтобы понять живопись Ренессанса, в неё нужно всматриваться. Знаменитая фраза Аби Варбурга «бог в деталях» имеет прямое отношение к ренессансному искусству.
Данте и Джотто.
Предвестником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери, а в живописи — Джотто ди Бондоне. Будучи друзьями, Данте и Джотто сумели создать новый язык и новую образность. «Божественная комедия», написанная Данте в изгнании, является не традиционным средневековым клерикальным жанром видения, где святой или ангел спускается в адские глубины. Это путешествие по аду самого автора, и сопровождает его не кто иной, как язычник — римский поэт Вергилий. «Комедия» (именно так изначально называлось произведение, эпитет «божественная» появился чуть позже), наполнена аллегориями и анахронизмом. В ад Данте помещает не только давно ушедших грешников, но и своих ещё живых современников, которые по политическим причинам были врагами поэта. При этом, спускаясь всё глубже, Данте не может скрыть своего сочувствия многим страдающим, и это важный момент личного соучастия и индивидуального переживания. Круги ада Данте переданы в подробностях и деталях, словно он на самом деле побывал там.
Схожая материальность и реалистичность появляется во фресках Джотто. Одна из самых экспрессивных джоттовских работ «Оплакивание Христа» демонстрирует эмоциональные нюансы переживания святых и страждущих ангелов. На этой фреске мастер треченто создаёт широкий спектр чувств, разнообразя своих скорбящих героев.
Что же касается новаторства визуального языка, Джотто — первый художник, отказавшийся от золотого фона в пользу голубеющего неба, в его живописи появляется пейзажность и намёк на перспективу и объём. А в падуанских фресках «Страшный суд» Джотто пишет свой автопортрет, по крайней мере, так принято считать в искусствознании и, помещает себя в ряд праведников. Вслед за ним этот приём активно будет использовать кватроченто, всё больше снимая дистанцию между сакральным и профанным.
Ощущение конечности человеческого бытия
Превознося человеческую личность, создавая образ богоподобного творца, Ренессанс также остро ощущал конечность человеческой жизни. Этот трагизм остро выражен в поэзии творца новой европейской лирики — Франческо Петрарки. В ряде его сонетов он одновременно желает избавится от любовных мук, обретя смерть, но также даёт понять, что по ту сторону бытия — неведомый мир. Его сонеты одухотворены и в тоже время очень понятны современному читателю, потому что он описывает чувства живого человека.
Его младший современник Джованни Боккаччо, основоположник современной новеллы, пишет ироничный и философичный сборник «Декамерон», в котором уже появляется психологизм, пусть и схематичный. Самое главное здесь — отсутствие традиционной для итальянской новеллы дидактики. Десять героев «Декамерона» во время чумы (кары господней) уезжают за город и в течении десяти дней рассказывают друг другу жизнеутверждающие рассказы, полные романтики и эротики. В этом сборнике рассказов чётко прослеживается мнение самого автора. Боккаччо рассуждает о том, что бог создал мужчину — мужчиной, а женщину — женщиной и что от чумы в конечном итоге умирают и праведники и грешники. Так почему бы не вступить в схватку с этой напастью и не получать удовольствие от жизни, которая и так пройдёт?
Похожие умонастроения мы видим в живописи Мазаччо во фреске «Троица». Тут уже появляется новаторская передача перспективы и гармоничное интегрирование в неё фигур людей: вместо искусственного выделения значимости фигур «по рангу» путем искажения размеров, бог отец, бог сын, Дева Мария, апостол Иоанн и донаторы написаны в одном и том же размере. Мазаччо лишь помещает их на разную высоту. В самом низу — гроб с Адамом, первым человеком с надписью: «Я был, как вы, вы будете, как я». Как видим, мотив mеmento mori, который позже так полюбит XVII век, начинает проявляется уже в раннем Ренессансе. И одой человеческой смерти служит работа Андреа Мантеньи «Мёртвый Христос». Необычный ракурс даёт возможность увидеть Иисуса не как схематичный профильный отстранённый образ, а как тело, лежащие перед нами. Умиротворённое, спокойное выражение лица Христа резко контрастирует со страдающей Марией и Иоанном. Сразу видно, в этой комнате правит балом смерть.
Перспектива
Прямая и линейная перспектива — находка и культ Ренессанса. Художники кватроченто демонстрируют своё мастерство владения и знания перспективы. Для средневекового человека небо обладало особым притяжением, для человека Ренессанса таким притяжением обладает линия горизонта и ландшафт. С помощью научного знания, геометрии и математики художники создают идеальный мир, не просто подражающей природе, а преображающий её.
Первая формулировка о перспективе принадлежит флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Однако Брунеллески не объяснял действия законов перспективы. Это сделал в трактате «О живописи» архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти. Альберти называет перспективу «окном», через которое мы смотрим в пространство, это определение несёт в себе не только описательный, но и философский смысл. Используя обратную перспективу, икона помещала человека в свой небесный мир, создавая эффект «здесь-бытия». Картина кватроченто отчуждает пространство живописи от пространства зрителя, демонстрируя мир на картине, уходящий в другое измерение — измерение художественное. Огромное внимание перспективе уделял Паоло Уччелло, мастер раннего Возрождения. Со слов Вазари известно, что он днями напролёт чертил, соединял прямые, выписывал архитектурные элементы. В его живописи нет ещё той идеальной перспективы высокого Ренессанса, но уже видны определённые наработки: фигуры, расположенные ближе к зрителю, большего размера, удалённые — уменьшаются в зависимости от их места на полотне, а не статуса.
Пьеро делла Франческа — ещё один мастер, которого по праву называют «отцом» линейной перспективы. Он пишет трактат «О перспективе в живописи», где учение о перспективе выводит на теоретически-практический уровень. В северном Возрождении проблемой перспективы подробно занимался Альбрехт Дюрер. И, разумеется, один из самых известных деятелей Ренессанса — Леонардо да Винчи не обошел вниманием этот вопрос и написал труд «О живописи и перспективе», в котором полемизировал со своими предшественниками, выделив три вида перспективы: линейную, воздушную и живописную.
Портрет в эпоху Возрождения
Долгий период Средневековья не знал портретного жанра. Изображаться достойны были только персонажи Библии, а так как они представители божественного мира, то и изображения их условны, каноничны и символичны. Первые скульптурные портреты стали появляться в готических соборах. Средневековый портрет очень универсален и связан с сословной иерархией, чаще всего это были представители власти и рыцарства. Реализм в портрете — черта Ренессанса. Первые портретные изображения — профильны, но уже в них можно видеть индивидуализацию портретируемого. «Портрет Сигизмундо Малатеста» Пьеро делла Франческа — прекрасный пример такого портрета, где перед нами изображена очень противоречивая личность. Малатеста был гуманистом и одним из меценатов Возрождения, он же — кондотьер и жестокий убийца, поэтому его внутренняя суровость не ускользнула от взгляда делла Франчески.
Помимо характерных нюансов внешности важную роль играет и символизм. «Портрет Козимо Медичи» кисти Якопо Паторно, написанный спустя более чем полвека после смерти Козимо, демонстрирует немного осунувшуюся фигуру пожилого человека, смотрящего на лавровое дерево — эмблему рода Медичи, античный символ славы, а в период Ренессанса лавром венчали поэтов. В дерево вплетены строки из «Энеиды» Вергилия, напоминающие ещё раз о любви Козимо и всей эпохи к Античности.
Постепенно портретируемый поворачивается лицом к зрителю и, конечно, это связано с переменой в мировоззрении. Андреа Соларио «Портрет мужчины с розовой гвоздикой» — это воплощение ренессансного отношение к человеку на портрете, где типичное и характерное, человеческое, сочетается с надменным благородством и отстранённостью.
Высшая точкой портретного искусства кватроченто — «Мона Лиза», притягивающая зрителя своей загадочностью и таинственностью.
Черты реальных людей просматривались не только на портретах, но и в религиозных образах. Скромная роль донатора заменяется победой мирского над надмирным и в образах Мадонн и святых всё больше узнают реальных людей. Например, в работе Боттичелли «Поклонение волхвов» изображен целый семейный портрет династии Медичи и автопортрет самого художника. В правом углу на римских руинах восседает павлин — символ бессмертия, бессмертия не только христианской веры, но и флорентийской династии.
«Весна» и «Венера» Боттичелли
В эпоху Возрождения античная мифология переплетается с христианством, трактовки образов становятся многозначными и важную роль в иконографии Ренессанса занимает богиня любви, ассоциативно связанная с Природой (натурой). Если в средневековом понимании Венера — удел плотских утех, то кватроченто делает из богини идеал духовности, и главную роль в формировании такого идеала сыграл Сандро Боттичелли. Считается, что «Рождение Венеры» и «Весна» написаны для семьи Медичи и сами работы между собой перекликаются. Любимой моделью Боттичелли была красавица флорентийского двора Симонетта Виспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи. Лицо этой дамы украшает многие картины художника, где она предстаёт то в облике богини любви, то в облике Мадонны. «Венера» объединяет между собой два начала: христианское и языческое, но язычество облагороженное, христианизированное. Однако некоторые моменты языческого понимания мира мы тут находим. Облик «Венеры» близок возвышенному облику девы Марии — об этом нам, прежде всего, говорит наклон головы. Стыдливая поза созвучна античной скульптуре «Капитолийская Венера». Рождённая из пены богиня, подгоняема Зефиром и его супругой Флорой, которая осыпает пенорождённую розами. Роза — цветок символичный, он изображается, как с Венерой, так и с Мадонной. Нимфа принимает богиню любви на берегу и накидывает на неё покрывало. По мнению Эрнста Гомбриха в подобные покрывала в древней Греции заворачивали новорождённых и умерших, он же проводит параллель изображения «Венеры» и «Крещения», где схожесть в иконографии очевидна. В данном случае рождение и крещение — это переход из одного состояния в другое.
«Весна» углубляет тему такого перехода, и мы видим Венеру в центре с характерным для христианства жестом благословения. О том, что это именно Венера, нам говорит Купидон — спутник богини, целящийся в одну их Граций. Трёх граций часто связывают с разными формами любви. За спиной Венеры — апельсиновое дерево: символ девы Марии и Медичи, деревья ассоциативно напоминают изображение Марии в закрытом саду, олицетворяющие её невинность. Справа — Зефир и нимфа Хлора, перерождающаяся во Флору — это переход от земного к небесному. Меркурий в античности считался посредником между небом, землёй и подземным царством. Замкнутое изображение напоминает о цикличности и вечном перерождении. В данном случае Боттичелли пишет не райский сад и райский уголок, свойственный христианскому мировоззрению, а рождающуюся и умирающую природу, присущую языческому пониманию.
Шпаргалка: важные открытия Ренессанса
— В эпоху Возрождения происходит переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Пострадавший от инквизиции Джордано Бруно открывает новые потенциально возможные миры и Земля становится не единственной планетой, которую создал бог.
— Новый мир открывается Колумбом в 1492 году и некоторые историки отсчитывают Новое время именно с открытия Америки.
— Развивается археология, книгопечатание, национальные языки приобретают совершенно новый статус.
— Смещается центр власти от церковной — к светской.
— Искусство, наука, философия освобождаются от богословия и становятся доминантой общественной жизни.
Вы профан, если:
— Считаете, что эпоха Возрождения — сугубо итальянское явление;
— Думаете, что инквизиция — удел Средневековья.
Вы эксперт, если:
— Знаете, что Возрождение — первая эпоха, давшая себе самоназвание;
— Знаете, что масляные краски стали применять в эпоху Возрождения;
— Любите вглядываться в детали картин Ренессанса и знаете о символической подоплеке многих из них.