После окончания гражданской войны в Японии подобные фотографии стали привозить и оттуда. В них тоже хватало эротики, но западных мужчин пленил совсем другой образ – девушки с самурайским мечом. Такой была и представительница клана Айдзу по имени Накано Такэки. Кем же были японские девушки-самураи и какой была их роль в гражданской войне 1868–1869 годов?
Смутные времена и старинное оружие
Когда в 1850-е годы в Японии началось резкое ослабление сёгуната (позже повлекшее за собой гражданскую войну), то оказалось, что арсеналы большинства феодальных княжеств завалены оружием образца XVI века. Лишь затеявшие смуту южные кланы Тёсю, Тоса, Сацума и Сага загодя вооружились револьверами, винтовками и нарезными пушками. В 1868 году, в самом начале войны, противостоявшая южанам немногочисленная правительственная армия не слишком сильно уступала мятежникам в вооружении и подготовке. Однако по ряду политических обстоятельств эти войска не смогли противостоять южному альянсу и вскоре после начала войны прекратили сопротивление.
С началом боевых действий верные сёгунату северные княжества сразу выставили многочисленные самурайские ополчения. Выглядело это воинство так же, как и тремя веками ранее. Неудивительно, что в первой же битве при Тоба-Фусими северяне были наголову разгромлены южанами. Абсолютно устаревшие самурайские доспехи, копья, луки и аркебузы не могли противостоять западному огнестрельному оружию солдат альянса.
Сторонники сёгуната прилагали титанические усилия к тому, чтобы переоснастить остатки своих дружин новым оружием, но время было упущено. Южане установили контроль над императорским двором и провозгласили себя имперской правительственной армией. К военному поражению добавилось поражение идеологическое – многие союзники дома Токугава переметнулись к мятежникам. Когда империалисты вторглись на север, остановить их должны были стены древних замков, традиционное самурайское вооружение местного воинства и… женщины.
Война и женщины из самурайских семей
Мать, жена и дочь самурая были опорой японского воина на протяжении многих столетий. Самурай хранил верность своему господину, а женщины из воинского сословия оберегали дом, имущество и честь рода. Так называемый слабый пол переносил все тяготы наравне с мужчинами, а в крайнем случае мог встать на защиту родного очага с оружием в руках. Если же возникала угроза попасть в руки врага, то женщинам следовало избежать бесчестия, лишив жизни своих детей, близких, а затем совершить самоубийство, перерезав себе сонную артерию.
Длинный меч всегда был оружием мужчин, символом их особого места в обществе. Женщинам же были доступны: приёмы борьбы без оружия; использование ножей, кинжалов и дротиков; искусство стрельбы из лука. Прямого запрета на обучение девочек искусству боя на мечах не существовало, но куда более правильным и полезным оружием для женщины считалась нагината.
В переводе с японского нагината означает «косящий меч». Само название говорит о том, что это оружие стало развитием именно японского меча. Чтобы увеличить дистанцию до противника, длина овальной в сечении рукояти была увеличена до 180 см. На другом конце оружия находился изогнутый односторонний клинок длиной около 60 см. Лезвие, по форме похожее на короткий японский меч, отделяется от древка кольцеобразной гардой. Это оружие появилось в VII веке и в ходе бесконечных междоусобных воин доказало свою эффективность. Зарубежными функциональными аналогами нагинаты являются европейская глефа, китайский гуань дао и русский бердыш.
В японском языке не существует понятия «женщина-самурай» – традиционно считалось, что женщине не место рядом с мужчиной на поле битвы. Однако жизнь сложнее любых теорий, и для любого правила существуют исключения – с древних времен в Японии существовали женщины-воительницы, сражавшиеся бок о бок со своими мужьями и женихами. Их называли онна бугейся, что дословно означает «женщина боевых искусств».
Последняя из онна бугейся
В 1847 году в княжестве Айдзу в семье самурая по имени Накано Хэйная родилась девочка, которую назвали Такэко. Двумя годами позже родилась её младшая сестра Юко. Отец сестёр служил чиновником при княжеской казне, а потому девочки росли в обеспеченной семье. Старшая сестра была более способным ребёнком и уже в пять лет удивляла взрослых своими знаниями. Позднее юная Такэко показала свой талант в каллиграфии и поэзии, но больше всего ей нравились уроки боевых искусств. Страсть к оружию (особенно к нагинате) настолько сблизила Такэко и её учителя Дайсуке Акаока, что родители решили обручить девочку с племянником мастера боевых искусств. Ей было девять лет, а её суженому – десять. Вскоре Такэко переселилась в дом своего учителя, а тот удочерил её. В тогдашней Японии считалось нормальным, когда дети в раннем возрасте покидали родительский дом, чтобы учиться какой-либо профессии. В четырнадцатилетнем возрасте Такэко сама стала учителем боевых искусств и начала обучать женщин клана Айдзу обращению с нагинатой.
Когда в 1868 году началась гражданская война, сестры Накано имели славу настоящих красавиц – правда о Такэко ходили сплетни, что махать нагинатой ей нравится больше, чем общаться с юношами. Тогда же в ее личной жизни произошло очередное важное событие – пришло время вступить в брак с женихом. Однако девушка отказывалась даже думать об этом в столь трудное для клана время – это привело к разрыву с мастером Дайсуке, и юная красавица вернулась в свою семью. Слава о её навыках и таланте в обращении с нагинатой позволили девушке открыть собственную школу.
Беда приходит в дом
С началом гражданской войны клан Айдзу сохранил верность сёгуну – за это ему пришлось расплачиваться после поражения союзников дома Токугава в битве при Тоба-Фусими. В октябре 1868 года после победы в битве на перевале Бонари императорские войска устремились к Айдзувакамацу – родовому замку клана Айдзу. Непрочный союз северных княжеств распался, и родной клан Накано Такэки остался один на один с альянсом южных княжеств. Недавно созданная императорская армия (кайгун) смогла выделить для операции против Айдзу 15 000 хорошо вооруженных и обученных солдат с винтовками и нарезными пушками. Им противостояло пятитысячное ополчение воинов клана, огнестрельное оружие которых, в основном, было представлено устаревшими гладкоствольными мушкетами. Более того, многие из них были вооружены лишь копьями и мечами. Воины Айдзу отчаянно защищали дальние подступы к своей столице, но остановить врага не смогли.
Беженцы со всей округи собрались у замка, но оказались перед закрытыми воротами. Гарнизон Айдзувакамацу не имел точных сведений о местонахождении противника и не рискнул быть застигнутым врасплох. На стихийном собрании некоторые женщины из самурайских семей предложили создать дзёситай – свой отряд для борьбы с захватчиками: «Чем сидеть и ждать момента, когда нужно будет убить себя, лучше сражаться!» Мать и сестра нашей героини поддержали эту идею и предложили, чтобы опытная в боевых искусствах Такэко возглавила их маленькую «женскую армию» из двадцати человек. Предложение было принято. Вначале мужчины отвергли помощь отважных воительниц, но положение ухудшалось настолько быстро, что отчаявшиеся самураи решили использовать дзёситай в бою. Правда и здесь сказались японские традиции – женский отряд не был включён в список воинских формирований клана, а Такэко и её подчиненные должны были обрезать волосы и облачиться в мужскую одежду. Женщины подчинились требованиям мужчин.
Бой на «Мосту слёз» и падение клана Айдзу
Дзёситай направили в качестве подкрепления отряду воинов, охранявшему важный мост на дороге к Айдзувакамацу – местные жители называли его «Мостом слёз». 25 мая 1868 года в 8 часов вечера наблюдатели заметили приближающихся вражеских солдат. Те попытались сходу пробиться на другой берег реки, но были отбиты мушкетёрами Айдзу. Тогда имперцы развернули стрелковые шеренги по обе стороны от моста – под прикрытием плотного ружейного огня их солдаты устремились на мост. Защитники обнажили мечи и ринулись навстречу наступавшим… Вступив в рукопашный бой, женщины перемешались с мужчинами. Такэко убила нескольких врагов и сражалась с очередным, когда ей в голову попала пуля. Так погибла воительница Накано Такэки, который был всего двадцать один год.
В Японии популярна легенда о том, что роковая пуля смертельно ранила последнюю онна бугейся в грудь. Оставаясь в сознании, она якобы попросила свою сестру Юко помочь ей совершить ритуальное самоубийство и отрубить ей голову, однако доказательств этому нет. Достоверно известно лишь то, что местные крестьяне, наблюдавшие за боем, помогли Юко вынести тело сестры с поля боя и похоронить его в близлежащем сливовом саду.
Княжество Айдзу продолжало сопротивление до ноября 1868 года, когда родовой замок Айдзувакамацу пал после месячной осады. После смерти Такэко женский отряд сосредоточился на оказании медицинской помощи раненым. Мать нашей героини погибла при штурме замка, а сестра уцелела и пережила войну Босин. Немногие не успевшие убить себя самураи и члены их семей попали в плен и были отправлены в специальные лагеря. Для тогдашней Японии пережить падение своего клана было небывалым новшеством, победителям также было в диковинку оставлять в живых поверженных врагов.
Однако такое отношение распространялось не на всех жителей захваченного княжества. Семьям погибших самураев, а также простолюдинам из прочих замков и селений повезло куда меньше. Солдаты императорской армии грабили дома, насиловали женщин, при малейшем сопротивлении – жестоко пытали и убивали жителей. Особой «доблестью» у захватчиков считалось изнасилование всех женщин одной семьи. В своих письмах на родину воины из Тёсю и Сацумы хвастались, что в Айдзу больше нет девственниц старше восьми лет. Многие женщины беременели от насильников и пытались избавиться от детей в своей утробе, но часто погибали при этом, другие – убивали своих новорожденных. Стоит отметить, что прежние правители жестоко эксплуатировали крестьян, и те всячески приветствовали приход солдат императора. Тем большим было их разочарование…
Ко всем горестям добавилось то, что южане запретили хоронить погибших до февраля следующего года. Только с наступлением весны, опасаясь эпидемий, новые власти приказали собрать останки и зарыть их в общих могилах.
Героиня прошлого в современной Японии
Онна бугейся (женщина-воин) стала результатом многовекового развития японского общества. Являясь «последним рубежом» обороны феодального клана и хранительницей чести, она была верной опорой самураю. Виртуозно владея таким грозным оружием как нагината, женщина из семьи воинов была опасным противником даже для лучших бойцов-мужчин. Именно в опоре на древние традиции была её сила, это же стало её слабостью. Револьверы, винтовки, картечницы и нарезные пушки оказались эффективнее старинных боевых искусств и средневекового оружия – в новом мире сила духа больше не могла противостоять мощи технологий, и онна бугейся навсегда ушли в прошлое.
Память о последней воительнице из клана Айдзу жива в Японии и сегодня. В её честь установлен памятник, а на ежегодном историческом фестивале в Айдзувакамацу всегда можно увидеть девушек в костюмах женского отряда дзёситай.