Андреа Палладио (Andrea Palladio; 30 ноября 1508 — 19 августа 1580 гг.) — великий зодчий и теоретик архитектуры XVI века, гениальный мастер эпохи Позднего Ренессанса. Андреа Палладио по праву считается основоположником классического стиля в европейской архитектуре, его именем названо знаменитое стилевое течение — палладианство. Биография мастера тесно связана с небольшим городом Виченцей на севере Италии, а его творчество оказало огромное влияние на развитие зодчества в Европе и США.
Андреа Палладио оставил потомкам внушительное наследие, которое включает множество великолепных дворцов, храмов, загородных домов и вилл. Он также является автором фундаментальной работы «Четыре книги об архитектуре», содержащей подробное описание знаний и правил классической архитектуры, основанной на традициях античного зодчества.
Биография Андреа Палладио
Андреа Палладио (настоящее имя — Андреа делла Гондола (Andrea della Gondola)) родился 30 ноября 1508 года в североитальянском городе Падуя в семье мельника. В тринадцатилетнем возрасте он стал учеником каменщика в мастерской Бартоломео Кавацца (Bartolomeo Cavazza), где получил первые навыки работы в архитектурной сфере.
В 1524 году юноша вместе с семьей переехал в соседнюю Виченцу, где его приняли в местную гильдию каменотесов. Здесь Андреа удалось устроиться на работу в мастерскую скульптора Джироламо Питтони (Girolamo Pittoni) и архитектора Джованни да Порлецца (Giovanni da Porlezza). В течение последующих 10 лет юный зодчий трудился подмастерьем, помогая учителям создавать памятники, скульптуры и всевозможный архитектурный декор.
В 1534 году Андреа женился на девушке из простой семьи по имени Аллеградонна. Этот брак был единственным в жизни мастера, в нем родилось пятеро детей — четыре мальчика и девочка. Его сыновья Марк Антонио и Силла впоследствии также выбрали карьеру архитекторов, но не снискали особых успехов на этом поприще.
Между 1535-1538 гг. в жизни Андреа случилось событие, ставшее для него судьбоносным. Он познакомился с выдающимся поэтом-гуманистом Джан Джорджо Триссино (Giangiorgio Trissino dal Vello d'Oro), который на долгие годы стал покровителем художника. Именно Триссино посоветовал ему изменить имя на Палладио в честь знаменитой греческой богини Афины Паллады и привил любовь к античному искусству.
При содействии своего покровителя Андреа принялся активно изучать труды древнеримского зодчего Витрувия (Vitruvius), а также познакомился с творчеством Леона Батисты Альберти (Leon Battista Alberti) и Джулио Романо (Giulio Romano). В течение нескольких лет он вместе с Триссино совершил поездки в Венецию, Рим, Верону и ряд других итальянских городов, чтобы воочию увидеть знаменитые шедевры зодчества времен античности и Высокого Возрождения.
Первые самостоятельные шаги Андреа Палладио в качестве архитектора датируются 1537 годом, когда началось строительство виллы Годи в окрестностях Виченцы. Слух о незаурядном таланте молодого зодчего быстро разлетелся по городу и течение нескольких лет он получил около десяти подобных заказов от местной знати. По легенде, именно на строительстве одной из вилл Андреа и познакомился с Триссино.
В 1545 году власти Виченцы организовали конкурс на лучший вариант перестройки здания ратуши. Победителем стал проект Андреа Палладио, который и сегодня украшает главную площадь древнего итальянского города. Архитектор назвал свое творение базиликой, подчеркивая верность идеям античного зодчества. С этого момента зодчий приобрел славу великого гения и стал самым востребованным мастером в округе.
В течение последующих 25 лет Андреа Палладио создал проекты нескольких десятков прекрасных зданий в стиле раннего классицизма. Многие из них из-за огромной занятости мастер не мог воплотить в жизнь самостоятельно, поручая их строительство другим архитекторам. Одновременно, он всерьез занялся теорией зодчества и в течение многих лет работал над масштабным трактатом «Четыре книги об архитектуре», который впервые был напечатан в 1570 году. Впоследствии эта работа была переведена на все европейские языки и выдержала множество переизданий.
В том же 1570 году Андреа Палладио был назначен на должность главного архитектора Венецианской республики и уехал из Виченцы. Основной его обязанностью на новом месте было проектирование целого ряда церквей и соборов, с чем мастер блестяще справился. Большинство шедевров были достроены уже без непосредственного его участия в конце XVI — начале XVII веков.
Несмотря на громкую славу, к концу жизни великий архитектор не стал богатым человеком. Все свои силы он отдавал любимому делу, а деньги для мастера имели второстепенное значение. Жизненный путь зодчего оборвался внезапно в августе 1580 года. Большинство историков считают, что Андреа Палладио умер 19 августа, но достоверных сведений об этом событии, как и о причине смерти, не сохранилось.
Тело архитектора с большими почестями предали земле в Виченце, в церкви Санта-Корона. А спустя более 260 лет благодарные жители города установили на могиле своего земляка прекрасный погребальный памятник, созданный по проекту архитектора Бартоломео Малакарне (Bartolomeo Malacarne) и скульптора Джузеппе де Фабриса (Giuseppe De Fabris).
Самые известные работы Андреа Палладио
Гениальный итальянский зодчий в течение долгой жизни создал немалое количество блистательных шедевров. Благодаря его творчеству город Виченца и окрестные виллы в 1994 году были включены в престижный список всемирного наследия ЮНЕСКО. И все же, к самым известным работам Андреа Палладио относятся:
- Базилика Палладиана (1546) — здание городской ратуши в Виченце, перестроенное по проекту мастера в классическом стиле. Масштабное строительство было завершено только в 1614 году, спустя почти 25 лет после смерти зодчего.
- Вилла Ротонда (1565) — самая знаменитая из серии загородных вилл, спроектированных архитектором. Здание с четырьмя великолепными фасадами расположено на вершине холма и является непревзойденным образцом палладианского стиля.
- Собор Сан-Джорджо-Маджоре (1566) — величественный храм в Венеции, расположенный на одноименном острове. Классический фасад церкви в наши дни издалека притягивает взоры многочисленных туристов.
- Театро Олимпико (1580) — самый старинный театр крытого типа в европейской истории. Один из последних проектов мастера, который воплотил в жизнь его сын Силла.
Андреа Палладио оставил яркий след в истории мировой архитектуры, а его творения и сегодня являются непревзойденными шедеврами итальянского зодчества.