Берлинская стена как вдохновение: что в 1980-х на ней рисовали и почему эти рисунки стали культовыми
Искусство Берлинской стены 1980-х годов было художественным отражением событий холодной войны в Европе. Пятнадцать лет после победы союзников во Второй мировой войне были отмечены массовым перемещением мигрантов из Восточной Германии в Западную, поскольку Восточные немцы становились всё более недовольными отсутствием экономических возможностей в контролируемом Советским Союзом Восточном блоке. Осознавая потенциальную потерю своего человеческого капитала, советские и восточногерманские чиновники решили построить барьер, разделяющий Восточную и Западную Германию, а также Восточный и Западный Берлин.
Берлинская стена была, по сути, двумя стенами с «полосой смерти» между ними. Эта полоса барьера имела сторожевые вышки, прожекторы и электрические ограждения, угрожающие любому, кто попытается пересечь границу. В то время как Восточная стена тщательно охранялась и оставалась нетронутой на протяжении всей холодной войны, к середине 80-х годов западногерманские художники начали украшать Западную стену. Искусство на Берлинской стене часто характеризовалось подрывной символикой, которая критиковала стену и то, что она символизировала.
1. Берлинская стена
Роль Берлинской стены как публичного произведения искусства началась в середине 1970-х годов, когда стена была модернизирована до более высокой и гладкой поверхности, которая была идеальным холстом для уличного искусства. Художники начали покрывать стены политическими лозунгами, шутками и произведениями искусства в середине-конце 1980-х годов, когда подземная городская уличная арт-сцена начала расти среди населения Берлина.
То, что западные берлинцы когда-то считали «стеной позора», всё чаще становилось художественным публичным проявлением чувств и идей населения города. Многие посетители города оставляли свои собственные следы на стене, делая искусство Берлинской стены разнообразным отображением различных языков и культурных идей со всего мира.
2. Искусство на Берлинской стене
Художники Западной стены часто делали всё наспех. Обычно они брали с собой только несколько разных цветов для рисования и работали быстро, чтобы избежать поимки восточногерманскими властями. Хотя западногерманская полиция обычно закрывала глаза на художников стены, стена считалась частью восточногерманской территории и постоянно патрулировалась восточногерманскими властями в поисках беглецов и людей, вандализирующих стену.
Необходимость рисовать незамеченными привела к тому, что граффити стало широко использоваться на Западной стене. Эта новая форма искусства была в значительной степени принесена американскими художниками, которые были частью бурно развивающейся уличной арт-сцены в Нью-Йорке в 1960-х и 70-х годах.
Увлечение граффити продолжалось среди берлинских художников после обрушения стены, когда массовая уличная арт-сцена охватила Берлин на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов. Кроме того, было увеличено количество больших фресок и других проектов уличного искусства, которые характеризуют город сегодня, продолжая наследие искусства на Берлинской стене.
3. Символизм
Художники часто делали свои работы символическими для стены, на которой они рисовали. Искусство на Берлинской стене было формой бунта против репрессий и раскола, которые стена внесла в повседневную жизнь берлинцев. Это был способ для художников выразить своё презрение к стене и её значению, превратив тусклую каменную поверхность в художественное проявление экспрессии и бунта. Это давало художникам города возможность иметь видимость контроля в ситуации, которую они, казалось бы, не могли контролировать.
К концу 1980-х годов эти две стены представляли собой огромный контраст между жизнью в Западной и Восточной Германии. В то время как Восточная стена оставалась пустой и серой на протяжении всего своего существования, Западная стена постепенно превратилась в полотно длиной в мили, запечатлевая свободу выражения, которой западные берлинцы обладали в своей повседневной жизни. К 1989 году стены стали гораздо больше, чем просто барьерами, они стали контрастными продуктами двух противоположных систем управления, культуры и художественного выражения.
4. Тьери Нуар
Тьери Нуар - французский художник, которого часто называют ведущим пионером искусства на Берлинской стене. Бросив университет и будучи уволенным с целого ряда рабочих мест, он переехал в Берлин в поисках художественного вдохновения. Начиная с 1984 года, Нуар сделал роспись стен почти ежедневным ритуалом.
Его работы характеризовались карикатурными картинами, сделанными из минимальной палитры цветов. К 1990 году Тьери нарисовал на Берлинской стене более пяти километров картин. Многие из его работ сегодня часто считаются культовым стилем искусства Берлинской стены. Его картины были замечены во многих средствах массовой информации за пределами стены от художественных галерей по всему миру до обложки альбома группы U2 1991 года «Achtung Baby».
5. Искусство на Западной стене
В 1986 году американский художник Кит Харинг был приглашён музеем Чекпойнт Чарли внести свой вклад в растущую сцену искусства Берлинской стены. Кит рисовал фигуры, которые были переплетены вместе с цветами немецкого флага, представляя разделение немецкого населения. К сожалению, фреска была закрашена в течение нескольких дней другими художниками, мотивы которых до сих пор остаются загадкой. Эта часть станет центром искусства Берлинской стены до конца её существования.
Рисуя на том же участке стены, что и Харинг, художник Рон Инглиш нарисовал обширную фреску в 1988 году. Используя находившихся поблизости восточногерманских диссидентов в качестве наблюдателей, он смог закончить фреску за полторы недели. Искусство на Берлинской стене стало коллажем разнообразных идей и художественных выражений людей всех слоёв общества.
6. Галерея Ист-Сайд
После того как стена была снесена в 1989 году, художники Дэвид Монти и Хайке Штефан встретились с официальными лицами ГДР (Германской Демократической Республики), чтобы обсудить создание произведения искусства из Восточной стены. Было решено, что часть стены на Мюленштрассе будет сохранена в качестве публичной художественной выставки. Художники были приглашены для создания произведений искусства на стене, и многие из них до сих пор выставлены на всеобщее обозрение. Это произведение искусства было в значительной степени сосредоточено вокруг свободы и освобождения, которые почувствовали восточные немцы после разрушения стены. К концу 1990 года более ста художников со всего мира создали произведения искусства на Восточной стене.
Галерея Ист-Сайд — это выдающаяся современная выставка Берлинской стены, расположенная на реке Шпрее. Длиной почти в полтора километра, она является одной из крупнейших в мире художественных галерей под открытым небом и одной из главных туристических достопримечательностей Берлина.
Одной из самых известных работ является работа Дмитрия Врубеля, написанная в 1990 году. На ней изображён социалистический братский поцелуй между президентом СССР Леонидом Брежневым и президентом Восточной Германии Эрихом Хонеккером в 1979 году.
Ещё одним ярким примером творчества на стене является работа «Test the Rest» Биргит Киндер. На этой картине изображён Трабант, самый популярный автомобиль Восточной Германии, пробивающий Восточную Боковую стену.
Без внимания не осталась и работа «Это случилось в ноябре», которая была написана Кани Алави в 1990 году. На ней изображены лица восточных немцев, которые хлынули на запад после обрушения стены. Эта картина была вдохновлена целым рядом эмоций, которые Алави видел на лицах восточных немцев, когда наблюдал за разрушением стены из своей берлинской квартиры.
7. Вдохновение
Искусство на Берлинской стене вдохновило волну уличного искусства как во время существования Берлинской стены, так и после неё. Берлин сегодня известен как одна из столиц уличного искусства в мире, с обширными фресками, написанными на многочисленных стенах по всему городу.
Многие художники Берлинской стены, такие как Тьери Нуар, вдохновляли абстрактный, минималистский стиль искусства, основанный на скорости и преднамеренном отсутствии деталей. Многие считают методы, используемые для создания искусства на Берлинской стене, неотъемлемой частью многих фирменных стилей уличного искусства города сегодня.
8. Искусство на Берлинской стене: Международное наследие
Когда была снесена Западная стена, куски искусства были проданы с аукциона людям и учреждениям, которые хотели владеть частью истории Холодной войны. Сегодня сотни остатков стены выставлены по всему миру.
Три картины выставлены в саду центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Существует также плита стены за пределами штаб-квартиры Европейской комиссии в Брюсселе. Искусство Берлинской стены, размещённое в таких высоко ценимых местах, иллюстрирует, насколько важна и знакова эта стена как символ ХХ века и периода Холодной войны.
Искусство Берлинской стены живёт сегодня в музеях, университетах, галереях, парках и других местах по всему миру. Несмотря на то, что стена рухнула более тридцати лет, международное уважение к художникам Берлинской стены показывает огромную силу их искусства, поскольку оно сумело пережить Советский Союз, Холодную войну и, в конечном счёте, саму стену.
Читайте также о том, для чего на самом деле была построена Берлинская стена и какое она оказала влияние на жизнь простых горожан.