Наконечник копья
Представьте: у вас есть армия и вы решили наступать.
Хочется ломиться вперёд всей мощью — чтобы, встретив противника, ударить его с максимальной силой. Но вы как минимум ограничены пропускной способностью дорожной сети. И это в тех случаях, когда у вас и правда есть «сеть», а не одинокое шоссе, окружённое густыми лесами и топкими болотами, как в какой-нибудь Белоруссии 40-х годов.
Пролезть всей тушкой сразу не получится — колонны крупной армии растягиваются на десятки километров и даже дальше. Но можно двигаться по частям, группами.
Возглавляющая наступление группа и есть авангард.
Именно он установит контакт с противником. Скорее всего, результаты этого контакта и определят весь характер последующего боя.
Каким должен быть авангард? Давайте подумаем.
Во-первых, выделяемая группа не должна быть слишком большой: нам важны мобильность и управляемость. Но при этом — достаточно крупной, чтобы её тут же не разгромили при встрече.
Авангард — это не патруль или пикет, чья задача — наткнуться на противника, доложить и тут же умереть или со всех ног помчаться обратно. Он должен продержаться до подхода основных сил, а если положение удачное, то и атаковать, использовав подвернувшуюся возможность, чтобы нанести противнику максимальный урон.
Из этих задач вытекает и «во-вторых» — авангард должен иметь инструменты для решения любой потенциально возможной задачи. Противник контратаковал танками? Придайте авангарду свои — или хотя бы противотанковые средства. Неприятель вгрызся в землю и хочет вас задержать? Требуется артиллерия. Враг побежал, куда глаза глядят? Для этого в составе авангарда должны быть мобильные лёгкие силы для преследования.
Ежиные иглы
Но вот авангард выполняет свою задачу, и к нему подходят основные силы. Начинается бой, но складывается он не в вашу пользу. Вы принимаете решение отступить. Никто не ждёт победы — главное оторваться от противника, закрепиться на выгодном рубеже и выжить.
Задача — отойти до этого рубежа с минимальными потерями.
Беспорядочно бегущих уничтожать легко и приятно, поэтому отступать надо по чёткому плану.
Догнав отступающие колонны, противник не должен радостно крушить неподготовленные к бою тыловые части. Он должен наткнуться на развёрнутую и готовую дать отпор группу, которая обладает всеми средствами, чтобы отбить атаку вражеского авангарда и, обескровив его, отойти самой. Такая группа и называется арьергардом.
Она очень похожа на авангард. Тут вам и сбалансированность, позволяющая вести комбинированный бой, и относительные компактность с мобильностью — огромным и неповоротливым арьергарду быть нельзя. Только вот задача меняется на противоположную — быть не остриём копья наступающей армии, а ежиными иглами отступающей.
Бытует утверждение, что в случае, когда дела вашей армии пошли плохо и настало время отступать, арьергард получается именно из авангарда, который просто меняет свою роль. Но это далеко не всегда так.
Конечно, это удобно — не надо формировать какое-то отдельное соединение, давать ему задачу, тасовать порядки. Но такая роскошь может далеко не всегда быть доступна — особенно когда речь идет о том, что вы получили в зубы и пришло время отступать. Ваш авангард может быть истощён длительным и, скорее всего, неудачным боем — или же вовсе отрезан и уничтожен.
Поэтому в арьергард назначаются те части, которые, во-первых, делают его сбалансированным для общевойскового боя, во-вторых, свежие и обеспеченные всем необходимым для активных действий. Ну и в-третьих, находящиеся в достаточно хорошем месте, чтобы своими передвижениями не запрудить дороги, затруднив движение всех остальных и создав хаос.
Так что в итоге авангард и арьергард, хоть и кажутся похожими, всё же выполняют абсолютно разные функции.