Семейство Кавендишей и герцоги Девонширские – хозяева Чатсуорта
Чатсуорт-хаус находится в графстве Дербишир, в 241 километре к северу от Лондона, на берегу реки Деруэнт. Это резиденция герцогов Девонширских, и уже на протяжении многих поколений они строят, дополняют и украшают Чатсуорт и его коллекции. Поместье ведет свою историю с 1549 года, когда титула герцога Девонширского еще не существовало. Уильям Кавендиш, женатый на Бесс из Хардвика, знаменитой даме елизаветинской эпохи, решил обустроиться на этих землях. Потомкам этой семьи и принадлежал с тем пор Чатсуорт (титул герцога с 1694 года присваивался главе рода Кавендишей).
Правда, после смерти сэра Уильяма Бесс вышла замуж снова, и вместе с мужем, графом Шрусбери, продолжала жить в Чатсуорте, который, помимо прочего, стал на некоторое время местом заточения шотландской королевы Марии Стюарт. Бесс положила начало обширной коллекции вышивки и гобеленов, которая и сейчас составляет гордость имения.
Новое здание в барочном стиле было построено в 1687 году, и с тех пор перестраивалось, реконструировалось и видоизменялось в соответствии с требованиями времени и замыслом хозяев.
За почти пятисотлетнюю историю своего существования Чатсуорт-хаус переходил из рук в руки от одного главы рода к другому. Особенно большой вклад в резиденцию английских аристократов сделал шестой герцог Уильям Кавендиш, который был и строителем, и садоводом, и коллекционером, наполнившим Чатсуорт огромным количеством трофеев из своих многочисленных путешествий.
Сад, разбитый вокруг дома, по праву считается жемчужиной садового искусства – в нем есть и непременный для англичан лабиринт, и каскадный фонтан, существующий более трехсот лет, и оранжерея, созданная еще первым герцогом. Для посетителей поместья в саду устраиваются выставки, а часть экспонатов порой становятся частью постоянной экспозиции Чатсуорта – если они оказываются особенно милы семье Кавендишей.
Английские садовники, прославившие ландшафты Чатсуорта и собственные имена – Ланселот Браун, который трудился здесь в середине XVIII века, и Джозеф Пакстон, ученый, архитектор и садовод, работавший на сто лет позже.
В гости к герцогу Девонширскому
Открытым для широкой публики этот дом стал в середине двадцатого века, когда семья столкнулась с обычным для всех больших поместий явлением: содержание больших аристократических резиденций оказалось их владельцам не под силу. Один налог на землю к 1950 году составил семь миллионов фунтов. Одиннадцатый герцог Девонширский вместе с женой Деборой приняли решение о реконструкции дома и превращении его в доступный для посетителей культурный объект, ведь за прошедшие столетия одна из самых могущественных семей Британии накопила достаточно предметов, интересных ценителям искусства.
Чатсуорт-хаус отличается прежде всего богатством экспозиции - общее количество произведений искусства здесь чрезвычайно велико, все они имеют большую художественную и историческую ценность. Чего стоит, например, рисунок да Винчи, сделанный мастером для картины «Леда и лебедь», впоследствии утраченной. Благодаря шестому герцогу возникла и Галерея скульптур, наполненная шедеврами из мрамора.
В комнатах Чатсуорта можно погрузиться в атмосферу быта английских аристократов, увидеть не только интерьеры разных периодов прошлого, но и одежду, посуду, книги, заглянуть за ширмы спален и в ванные комнаты викторианских времен, Все экспонаты когда-то служили семье Кавендиш. И до сих пор при обновлении интерьеров жилых комнат старинные предметы мебели становятся частью экспозиции. Из ста двадцати шести комнат для посещения открыты двадцать шесть – остальные представляют собой закрытые от посторонних глаз владения семьи.
Декорации для кино и декорации для жизни
Чатсуорт-хаус фигурировал в нескольких знаменитых кинофильмах – на территории поместья снимали «Гордость и предубеждение» в 2005 году, «Герцогиню» в 2008, здесь же проходили съемки фильма «Человек-волк».
«Герцогиня» посвящена судьбе одной из хозяек поместья, Джорджиане, в девичестве Спенсер. Став супругой едва ли не самого могущественного аристократа Британии, она добилась успеха как блестящая хозяйка салона и политический деятель – насколько такой род занятий был возможен для женщины XVIII века. Подругой Джорджианы была французская королева Мария-Антуанетта, а среди ее потомков – в том числе Диана Спенсер, принцесса Уэльская.
Знаменитый портрет Джорджианы, написанный Томасом Гейнсборо, имеет интересную историю. Художник создал изображение герцогини в полный рост. Спустя некоторое время картина на долгое время исчезла из Чатсуорт-хауса и была обнаружена лишь в тридцатых годах XIX века в доме некоей пожилой учительницы. Чтобы произведение поместилось на стене над камином, владелица произведения решила попросту обрезать нижнюю часть холста. На этом приключения портрета не закончились – он еще был и украден, и возвращен, и выкуплен для разных владельцев, пока в 1994 году не оказался проданным с аукциона одиннадцатому герцогу Девонширскому за сумму более четырехсот тысяч долларов. Так спустя двести лет картина вернулась на свое место.
Нынешний, двенадцатый по счету герцог Девонширский, по-прежнему занимается экспозицией Чатсуорта – которая напоминает живую сокровищницу любимых и памятных для семьи предметов искусства. На территории поместья и в интерьерах дома шедевры классики соседствуют с произведениями современного искусства, компьютерные мониторы порой встроены в викторианские интерьеры.
На лужайках вокруг дома то и дело встречаются овцы, внося пасторальный колорит в окружающую обстановку: Дербишир – графство, славящееся шерстью и суконным производством, и это животное в герцогской резиденции пользуется большим уважением.
Чатсуорт-хаус действительно заслуживает названия «сокровищница», не вписываясь в стереотипные представления о музее или художественной галерее, он как будто принимает в своих залах гостей, надумавших заглянуть в дом английских аристократов, и справляется со своей задачей с истинно британским безупречностью и невозмутимостью.
Среди диковин Чатсуорта – знаменитая картина-обманка, или тромплей, гениально встроенная в интерьер и ставшая любимым экспонатом нескольких поколений маленьких англичан.