Чьи подарочки под ёлкой?
Просить подарков у Деда Мороза или Святого Николая дети России, Украины и Беларуси начали недавно. До двадцатого века такой традиции не было. Святой Николай, если поминался как податель благ, то раздавал их на своё усмотрение – ещё бы кто-то решил указывать святому! А культу старика-волшебника с Крайнего Севера вообще по историческим меркам очень мало лет.
Вообще же на Рождество и Новый год подарки стали дарить детям в России только в девятнадцатом веке и в относительно небольшом количестве семей – у дворян и некоторой прослойке мещан. К концу века наряжать ёлку и класть под неё подарки стали и купеческие семьи. Крестьянские дети довольствовались лакомствами, которые удавалось наколядовать на Рождество. Впрочем, и в тех семьях, где устраивали ёлку с подарками, чаще всего подарками были сладости, а не какие-то вещи и игрушки. Обычай сладких подарков дожил до наших дней, но ассоциируется скорее с официальными мероприятиями и учреждениями.
Подарки не принято было «загадывать» и тем более выпрашивать. Что подарили – за то и спасибо, нечего попрошайничеством заниматься! Авторство подарков под ёлкой или на ёлке всегда озвучивалось, чтобы было известно, кого поблагодарить – и благодарить надо было обязательно, иначе невежливо. Если даритель жил далеко, ему посылали открытку или письмо. Детям дарили чаще что-то назидательное и практичное, чем предназначенное для развлечений – тетрадки, книжки, чернильницы, предметы одежды.
Вообще обычай дарить на зимние праздники подарки и наряжать ёлку ввели император Николай I с супругой Александрой Фёдоровной. Притом каждому ребёнку наряжали отдельную ёлку в его спальне, а подарки под ёлку искал лично царь – выезжал в город и обходил лавки с товарами надлежащего качества. Правила «скорее полезное, чем забавное» он придерживался не так уж строго, но один из сыновей как-то получил под ёлочку... бюст Петра I. Чтобы помнить о великих делах и стремиться подражать великому человеку. А одна из дочерей нашла под ёлкой целый рояль. Девочкам в те времена очень рекомендовалось заниматься музыкой.
К концу XIX века начала складываться индустрия не только специальных ёлочных игрушек, но и игрушек-подарков под ёлку. Они ничем не отличались от обычных дорогих игрушек, но продавались в специальной, по-рождественски украшенной коробочке или перевязанными золотой или серебряной лентой – именно эти два цвета сопровождали зимний праздник. Сейчас, под влиянием американских фильмов, у многих Новый год скорее ассоциируется с сочетанием красного и зелёного. В советское же время цветами Нового года были голубой и белый – в такие цвета наряжались Дед Мороз и Снегурочка, в такие цвета часто оформлены были открытки и коробки со сладкими подарками.
Письма дедушке
В Советском Союзе большинство родителей придерживались обычаев сладких и полезных подарков. Юрий Никулин вспоминает, что папа с мамой клали ему в ботинки ночью сладости. Однажды денег совсем не было, и Дед Мороз подарил мальчику Юре только бутерброд из чёрного хлеба с сахаром. Юра ещё не знал, что роль волшебника исполняют родители , и не на шутку обиделся на старика.
Другие родители дарили, по возможности, предметы одежды и канцелярские товары. Поскольку нужда в том и другом у ребёнка появлялась обычно раньше Нового года, а возможности пап и мам были ограничены, то подарок часто вручался раньше со словами «Но это тебе как бы на Новый год». Как это сочеталось с верой, что подарки должен подарить Дед Мороз? Очень просто. Ведь были ещё ёлки в школах и детсадах, на которых дети получали кульки конфет и мандаринки. Вот они-то и были от Деда Мороза.
Обычай писать Деду Морозу письма был взят, похоже, от США. Культурно-бытовой обмен с Америкой у СССР был плотнее, чем принято сейчас представлять, но всё же дело не в нём. Широко распространился этот обычай уже в восьмидесятых-девяностых, когда в семьях с видеомагнитофонами и по телевизору стали показывать голливудские рождественские фильмы. Однако мечтали, и часто вслух, что было бы здорово получить в подарок от Дедушки Мороза, многие советские дети. Ведь Новому году предшествовал целый месяц предвкушения праздника, с начала декабря.
В эти недели ребёнок особенно придирчиво заглядывал в свой дневник – если дореволюционный Святой Николай ценил послушание, то советский дед-волшебник больше интересовался отметками. В эти дни по телевизору и радио начинали пускать зимние сказки, создавая своеобразное ощущение адвента, только атеистического. И весь декабрь детские носы прилипали к витринам магазинов и киосков: ох, вот бы Дедушка Мороз положил под ёлку или вынул из мешка в обмен на стишок набор солдатиков , коньки, говорящую куклу!
Кстати, обычай приглашать Деда Мороза домой с подарком почти такой же новый, как и обычай писать ему письма. Сначала Дед Мороз приходил только к отдельным семьям – с креативным и артистичным папой. К восьмидесятым надеть бороду на Новый год стало чуть ли не священной отцовской обязанностью во всех крупных городах. За отсутствием папы просили за дедушку прийти соседа или родственника. В девяностых визит дедушки был плотно поставлен на коммерческие рельсы и стал активно продвигаться как обязательная часть счастливого детства.
Есть конспирологическая теория, что письма Дедушке Морозу стали активно продвигать в девяностых продавцы игрушек, благо, благодаря американским фильмам сцена загадывания Санте желаний стала частью обычного предпраздничного фона. В рекламе игрушек осенью и зимой, мол, стали использоваться мотивы детей, пишущих просьбы Деду Морозу. Но ни поиск по интернету, ни опрос знакомых не помог найти ни одной такой российской рекламы, так что теория относится к современным легендам класса «маркетологи правят миром».
Поначалу такие письма надо было класть под подушку или под форточку – якобы оттуда их заберёт дедушка. Конечно же, извлекали их родители, читали желания и... Порой хватались за сердце. Дети девяностых хорошо понимали, что такое бюджет, и от папы с мамой многого не требовали, приберегая заветные желания для волшебника, которого ничто земное не отягощает.
Но дети также часто писали письма тайно и кидали их на почте в ящик приёма. Было жалко смотреть, как столько писем пропадает зря, и в конце концов в городе Великий Устюг устроили официальную резиденцию волшебника, куда и стали направлять все письма. С 2001 года все письма, с адресом или нет, подписанные Деду Морозу, отправляются именно туда.
О чём просят дедушку дети?
И когда родители видели пожелания ребёнка, но не могли их исполнить, и когда ребёнок сохранял их в секрете, отправляя письмо почтой, раз за разом вставал вопрос – как объяснить малышу, почему ему подарили не то, о чём он мечтал? Благодаря соцсетям и традиционным предновогодним разговорам в них мы теперь знаем.
В девяностые родители говорили, что дедушка – пенсионер, а пенсионеры живут небогато. Или что Дед Мороз – волшебник, и на самом деле просить у него можно только что-то, что нельзя обеспечить иначе, как волшебством. Мир во всём мире или чтобы мама всегда была здорова, например. За этими отговорками стоит, конечно, очень печальная картина жизни...
В нулевые и десятые родители уже стали говорить, что Дед Мороз учитывает пожелания, но конечные решения о том, что дарить, принимает сам. Исходя из поведения ребёнка, например. Или он, как волшебник, лучше знает, что ребёнку скоро пригодится и почему. К тому же просить можно только то, что помещается в мешок. Ну и, в конце концов, выпрашивать подарки не очень красиво, даже у волшебника. На самом деле список объяснений и отговорок у родителей, конечно, намного больше – на целую отдельную статью.
В соцсетях каждый год родители обсуждают, о чём просят современные дети, и сравнивают с тем, чего просили они сами в девяностые. Обсуждения эти проходят под разным соусом. В одних случаях противопоставляется материальность современных детей наивности и прекраснодушию детей прошлого, в других – обсуждаются невесёлые реалии, которые могут стоять за теми или иными пожеланиями детей девяностых, или то, как реклама правит умами.
Дети девяностых просили у Деда Мороза на Новый Год кукол Барби; «Тетрис» или «Тамагочи»; приставку «Денди»; видеомагнитофон или компьютер; поездку в Диснейлэнд или билет на концерт любимой группы; большой набор фломастеров; конструктор «Лего» или любой похожий, который всё равно называли лего, что бы ни было написано на упаковке. Но можно было встретить просьбы и «сникерсов» с «марсами», по жареной курице каждому члену семьи, зарплату папе с мамой, просто папу (в девяностые их отвалилось очень много) и даже сразу встать взрослым, чтобы пойти на работу.
В наше время дети часто просят смартфоны и планшеты, но, вопреки устоявшемуся общественному мнению, в письмах Дедушке Морозу мечтают не только о модных гаджетах. Пресс-служба волшебника в Великом Устюге каждый год отчитывается, что необычного в этом году попросили у Деда Мороза ребята. Вот только некоторый из пожеланий.
Один мальчик переживал, что маме приходится много заниматься домашним хозяйством и потому она мало с ним проводит времени. Он просил скатерть-самобранку. После серии фильмов о Гарри Поттере стали очень активно просить волшебные палочки, а также предметы, похожие на то, что показывали в кинолентах о мальчике со шрамом – например, ручки, которые сами записывают всё, что им говоришь, притом без ошибок, или эликсиры, которые омолодят бабушек и дедушек.
Некоторые письма читать невероятно грустно. К Деду Морозу и его волшебству как к последней палочке-выручалочке обращаются дети, чьи родственники тяжело больны, или дети, уставшие жить в нищете. И, конечно, малыши, которые живут без одного или обоих родителей и очень хотели бы себе маму или папу. Или обоих.
Удивительно, но в Великий Устюг пишут не только дети с территории бывшего СССР. Дед Мороз получает письма из азиатских и африканских стран, такие, что без переводчика не понять. В этих письмах очень часто просят снега. Логично: ведь не Санту же об этом просить. Для снега нужен Мороз.