Да Винчи в кино: насколько правдоподобным получился сериал «Леонардо»
843
просмотров
В марте вышел сериал «Леонардо». Заглавную роль в восьмисерийной истории по мотивам жизни да Винчи сыграл Эйдан Тёрнер, красавец-гном Кили из трилогии «Хоббит» Питера Джексона. Над сценарием работали Фрэнк Спотниц (в его портфолио — сериалы «Секретные материалы» и «Медичи») и Стив Томпсон (на его счету «Шерлок» и «Доктор Кто»).

Получился детектив с примесью мелодрамы. В основе сюжетной конструкции — то, чего никогда не было: Леонардо обвиняется в убийстве своей подруги и дожидается в тюремной камере смертного приговора.

Вымысел здесь преобладает над фактами, которым отведена, скорее, роль приправы. Этот сериал может вызвать ряд вопросов и у тех, кто его уже посмотрел, и у тех, кто только планирует сделать это, и даже у тех, кто не собирается тратить на просмотр время. Отвечаем на главные из них.

Леонардо да Винчи сыграл ирландец Эйдан Тёрнер, а его возлюбленную (но не любовницу) по имени Катерина да Кремона - итальянская актриса Матильда Де Анджелис, которую вы могли видеть в сериале "Отыграть назад" (2020) - там её героиня сама была художницей.
Слева направо: детектив Стефано Джеральди, расследующий убийство Катерины (британский актёр Фредди Хаймор), Леонардо да Винчи и Салаи (испанский актёр Карлос Куэвас).
Начало работы над "Тайной вечерей".
В сериале Леонардо да Винчи стареет на глазах в процессе работы над "Тайной вечерей".
Матильда Де Анджелис в роли Катерины да Кремона, позирующей в мастерской Леонардо в образе Дианы.
Сцена, в которой Леонардо работает над фигурой белокурого ангела на картине мастерской Верроккьо "Крещение Христа". Интересно, что Эйдан Тёрнер не впервые примерил роль большого художника. В сериале «Отчаянные романтики» (2009) он сыграл одного из основателей Братства прерафаэлитов - Данте Габриэля Россетти.
Джанфранко Джаннини в роли Андрея дель Верроккьо, учителя Леонардо. Этот итальянский актёр широко известен по роли Рене Матиса в бондиане.

У них получилось?

Тот, кого мы считаем художником номер один, был любим современниками также за умение организовывать самые зажигательные вечеринки, создавать самые эффектные спектакли и карнавалы (однажды он сконструировал льва, который оживал, распахивал свою грудь и выпускал из неё синие шары с золотыми лилиями внутри), вести увлекательные беседы и развлекать искушенную придворную публику (в том числе загадками собственного сочинения).

Если бы Леонардо да Винчи жил в наши дни, он бы соревновался с Илоном Маском на почве изобретательства, режиссировал бы масштабные шоу вроде церемонии открытия Олимпийских игр, был бы завсегдатаем светской хроники и обложек глянцевых журналов. Может, даже сериалы продюсировал бы: ведь сегодня именно сериалы — лучшее место для реализации больших творческих амбиций. Потому и от сериала о Леонардо ждёшь соответствующего масштаба, надеешься, что создатели хотя бы попытаются удивить тебя так же, как более 500 лет назад удивлял публику Леонардо.

Ведь в процессе подготовки они столько всего узнали об амбициях Леонардо: это должно быть заразительно, это должно заставить их хотя бы замахнуться на выдающееся, невиданное произведение.

Они даже не попытались.

Они рассказывали в интервью, что хотят объяснить, в чём заключался гений Леонардо. Но на деле просто воспользовались обычным набором штампов для фильмов о художниках. Леонардо одинок и несчастен: рассказывая о своём детстве, художник рыдает и говорит, что жил буквально в грязи, хотя есть все основания полагать, что отец-нотариус и дед, в доме которого Леонардо рос, неплохо о нём заботились.

Леонардо нелюдим, а его речи непонятны окружающим: это и немудрено, ведь в то время, когда все остальные персонажи в сериале говорят, как живые люди (а подруга Леонардо Катерина и вовсе своим поведением и манерой изъясняться напоминает разбитную героиню романтических комедий из 1990-х), да Винчи изрекает фразы, скопированные из сохранившихся дневниковых записей.

Герои сериала не изображают чувства, не намекают на мотивы своих поступков действиями, а попросту всё проговаривают. Честно говоря, такой низкий уровень драматургии в сериале, вышедшем в 2021-м, обескураживает. Этот сценарий создаёт ощущение написанного людьми, которым нечего сказать о Леонардо. В сериале есть моменты, которые порадуют знатока творчества и биографии да Винчи. Например, нам показывают, как выглядел портрет Джиневры де Бенчи до того, как от него отрезали нижнюю часть, и объясняют, на что намекают растения с этого портрета. Мы видим в работе придуманный Леонардо одометр — смешную тачку для вычисления расстояний на местности. А вот гигантский арбалет появляется на экране только в виде рисунка. Это как раз соответствует реальности: как и многие другие изобретения Леонардо, это было реализовано только на бумаге. Но ведь это сериал, в котором авторы не сдерживают фантазию, так почему бы не оживить в нём и фантазию Леонардо? Впрочем, оживший гигантский арбалет да Винчи можно увидеть в другом сериале — в восьмом сезоне «Игры престолов».

Так вот, о фактах. Их наличие в сериале создаёт некоторую проблему. Вот тебе рассказывают, как Леонардо пишет фреску по сухой штукатурке, как изучает анатомию лошади, чтобы спроектировать конную статую, как делает картоны «Битвы при Ангиари» и как бросает эту затею. Всё это было на самом деле и может создать впечатление, будто и на площади Леонардо тоже вешали, и оживлять людей он умел: уж ты, а это я и не знал! Ни факты, ни фантазии в сериале никак не маркированы, а зритель не обязан смотреть его, обложившись биографическими изданиями. Кажется, авторам стоило определиться: либо держаться фактов, либо отрываться по полной, чтобы вся история выглядела однозначно придуманной, нереальной.

Одометр (из Атлантического кодекса) Леонардо да Винчи XVI век
Копия "Битвы при Ангиари" Леонардо да Винчи Питер Пауль Рубенс 1603

Леонардо "сделали геем"?

Справедливости ради отметим, что многим зрителям сериал «Леонардо» пришёлся по душе: восторженных отзывов в рунете уже достаточно много. Это известный феномен: публика часто бывает снисходительна к фильмам о художниках, перенося свою любовь к искусству и отдельным творцам на посредственные произведения, рассказывающие о них. Зрительское возмущение тоже есть, но его предмет — вовсе не беспомощная драматургия или неряшливые диалоги. Распространенная претензия звучит так (это дословная цитата с одного из форумов): «А я не верю, что Леонардо был нетрадиционник, это всё европейские ценности диктовали сценарий к этому фильму».

На самом же деле всё обстоит ровно наоборот. Сценаристы фильма с гомосексуальностью Леонардо, которая была предметом шуток и сплетен ещё для современников художника, обошлись максимально деликатно. На протяжении восьми серий Леонардо целуется с тремя мужчинами, но ни разу не проявляет инициативу: он выглядит скорее асексуалом, который лишь отзывается на действия других. А история взаимоотношений Леонардо с его учеником Салаи в сериале приведена в соответствие с нашими сегодняшними представления о морали, чтобы не шокировать зрителя. В сериале Джакомо, которому ещё предстоит за свои проделки получить прозвище Салаи (чертёнок), в жизнь да Винчи приходит молодым человеком, с виду совершеннолетним. А факты таковы: когда 38-летний Леонардо сделал в своих дневниках запись «Джакомо поселился со мной», парню было всего 10 лет. Кроме того, на экране Леонардо выглядит довольно брутально, тогда как на самом деле не меньше, чем изучение светотени и анатомии, его интересовали способы окраски и завивки волос, а современникам мастера запали в душу не только его картины, но и короткие — выше колен — розовые плащи, в которых он щеголял.

И всё же на современные тренды создатели сериала тоже ориентировались. Сегодня моветон выпускать произведения без сильных женских характеров. Незаурядные женщины на жизненном пути Леонардо встречались — авторам было, где развернуться. Но Джиневре де Бенчи отвели лишь небольшой эпизод, Чечилии Галлерани среди персонажей нет вовсе (её портрет с горностаем лишь на долю секунды появляется в кадре), вместо этого для Леонардо придумали платоническую любовь по имени Катерина да Кремона.

Катерина да Кремона: кто первым придумал близкую подругу для Леонардо?

Это вымысел, но корни его ещё в начале 19 века.

Итальянский художник и писатель Джузеппе Босси (1777−1815), посвятивший всю свою жизнь изучению творчества да Винчи (он копировал «Тайную вечерю», рисовал эпизоды из жизни Леонардо, писал о нём статьи), в своём эссе о воплощении страстей в искусстве высказал следующую мысль: «То, что Леонардо… любил радости жизни, доказывается записями о его отношениях с куртизанкой по имени Кремона. Записи эти я получил из весьма авторитетного источника. Он не мог бы так глубоко понять человеческую природу и воплотить ее, не испытав посредством долгого опыта чисто человеческих слабостей».

Свой источник Босси не раскрыл. Но в 1982 труды Босси были переизданы — и попались на глаза британскому писателю Чарльзу Николлу, который в своей книге 2004 года «Леонардо да Винчи. Загадки гения» эту идею развил. И даже привлёк в её пользу кое-какие доказательства. Например, нашёл в Виндзорской коллекции лист из записок Леонардо, в нижнем правом углу которого есть список из шести имён, одно из них — Кермонезе. Николл пришёл к выводу, что в списке — люди, которые сопровождали Леонардо в поездке в 1509 году, а Кермонезе названа куртизанка из Кремоны, с которой у художника будто бы была связь.

Леонардо да Винчи. Геометрические этюды, расчеты и заметки. Ок. 1508-10. и Основные органы и сосуды женского тела (оборотная сторона листа с геометрическими этюдами и заметками)

Николл считает, что Босси под куртизанкой имел в виду проститутку, находит аж двух представительниц этой профессии по имени Мария Кремонезе в римском цензе 1511−1518 годов — и делает предположение, что со своей Ла Кремоной да Винчи познакомился в Риме. Кроме того, Николл сообщает в книге, что куртизанки «жили в домах свечных дел мастеров и продавцов фонарей».

Он также предполагает, что лицо Леды с утраченной картины Леонардо — это лицо Ла Кремоны.

Завершает свои предположения Николл таким пассажем: «Мне несложно представить себе, что пятидесятисемилетний Леонардо имел некие отношения с прекрасной юной проституткой, безмятежное лицо и пышное тело которой послужили моделью для его „Леды“, а возможно, и для утраченной „Обнаженной Джоконды“. Это предположение открывает для нас новую страницу в сексуальной жизни художника и опровергает предположение о том, что он был абсолютно гомосексуален… Каковы бы ни были предпочтения художника, маловероятно, чтобы этот „ученик опыта“, стремившийся познать все, что только можно, отказал себе в сексуальном познании женщины. Упоминаемая Босси Кремона могла научить его гетеросексуальным „радостям“, без которых понимание жизни не могло быть полным».

Голова Леды (набросок) Леонардо да Винчи 1506
Леда и Лебедь (копия утраченной работы Леонардо, приписываемая Франческо Мельци) Леонардо да Винчи 1515
Мона Ванна (мастерская Леонардо?) Леонардо да Винчи XVI век

Авторы сериала докручивают эту фантазию. Их Кремона — не Мария, а Катерина. Она не то чтобы куртизанка (во всяком случае, в момент встречи с Леонардо), но торгует свечами и легко сходится с парнями. В момент начала дружбы с ней Леонардо вовсе не 57 лет и это происходит не в Риме: он еще совсем молод, живёт во Флоренции, учится у Верроккьо. Но Леду — да, и в сериале напишет с неё. И самое главное расхождения в двух версиях легенды: в сериале между Леонардо и Катериной — никаких телесных радостей.

Кадр из сериала с вымышленным портретом Катерины, который представляет собой переработанный фрагмент картины Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах". и Леонардо да Винчи. Архангел Уриил, фрагмент картины "Мадонна в скалах". Ок. 1486

Арт-критик «Гардиан» Джонатан Джонс в рецензии на сериал не стесняется в выражениях: «Катерина — это вымысел, фантазия, полная чушь, изобретенная романтиком 19-го века и почему-то получившая весьма неубедительное доверие одного современного биографа, Чарльза Николла».

Но хоть что-нибудь хорошее в этом сериале есть?!

Да! В сериале есть один очень обаятельный персонаж — жалко, он появляется лишь в паре сцен. Это молодой Микеланджело, который в реальности мог бы претендовать на звание самого неприятного художника в истории искусства. Здесь же он очарователен. Особенно когда начинается соревнование с Леонардо (они пытались написать на противоположных стенах одного зада по фреске) с того, что показывает ему задницу.

Кадр из сериала. Микеланджело приступил к работе, но скрывает её за шторкой. Леонардо томится от творческой ревности и любопытства. Микеланджело убирает завесу - и радостно показывает сопернику это. и Битва при Пашине. Копия с картона неосуществлённой фрески Микеланджело. Ок. 1542.

А сцена, в которой да Винчи собственноручно пишет "Спасителя Мира", в сериале есть?

А сцена, в которой да Винчи собственноручно пишет "Спасителя Мира", в сериале есть? Спаситель Мира (Сальватор Мунди) Леонардо да Винчи 1500

Такой сцены нет. Возможно, если бы таинственный владелец этой картины — самой дорогой в мире — договорился с авторами сериала о сюжетном ходе, который бы поддерживал версию о том, что автор «Спасителя» — все же Леонардо, то у сериала был бы более внушительный бюджет, который смог бы раззадорить и вдохновить сценаристов. Но и тут не сложилось.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится