«Дом будущего» Константина Мельникова
477
просмотров
Удивительное здание в центре Москвы можно назвать главным памятником гению знаменитого архитектора

1920-е годы были временем творческого поиска. Художники, скульпторы, композиторы и архитекторы постоянно изобретали новые формы и способы самовыражения. Был среди них и Константин Мельников, автор множества выдающихся построек. Главным детищем архитектора по праву считается его собственный московский дом в Кривоарбатском переулке.

Лихоборский самородок

Константин Мельников родился в многодетной семье в августе 1890 года. Отец будущего архитектора занимался дорожным строительством, мать — вела хозяйство и воспитывала пятерых детей. Первые годы жизни Константина были типичными для крестьянского ребенка: он посещал церковно-приходскую школу подмосковной деревни Лихоборы (теперь эта местность находится в черте города), ухаживал за коровами, помогал родителям по дому.

Константин Мельников, 1905 год

Позднее, заметив интерес юноши к рисованию, друг семьи посоветовал Мельниковым отправить сына в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Туда Мельников поступил в 1905 году со второй попытки и проучился 12 лет, окончив отделения живописи и архитектуры. При этом до 1913 года Константин всерьез планировал стать художником или скульптором, но постепенно заинтересовался архитектурой и в итоге связал с ней всю жизнь.

Он мечтал застроить родные места необычными зданиями. Современники и коллеги Мельникова отмечали, что он был одним из немногих градостроителей, чьи проекты едва ли не полностью оказались связаны с Москвой и Подмосковьем. Среди прочего он принял участие в разработке плана «Новая Москва» и придумал планировку Бутырского района и Ходынки.

Время смелых

Когда Константина Мельникова просили назвать направление, к которому он относит свое творчество, архитектор немного терялся. Начиная как поклонник неоклассики, он быстро переключился на авангард, но признавать себя конструктивистом не желал.

Макет башни Татлина, 1919 год

Кумиром Мельникова был Владимир Татлин — создатель нереализованного проекта башни III Интернационала. По замыслу Татлина, здания, из которых состояла башня, должны были вращаться в разные стороны с разной скоростью.

Существовавшая только в виде макета Татлинская башня «из железа, стекла и революции» явно запала в душу Константину Мельникову. Для конкурса проектов здания московского отделения газеты «Ленинградской правды» он предложил постройку с вращающимися этажами. Форма Татлинской башни тоже запомнилась Константину Мельникову, но ее он приберег для своего главного проекта.

Тем временем карьера архитектора шла в гору. В 1925 году Константин Мельников оформил советский павильон на Международной выставке декоративно-прикладных искусств во Франции.

Благодаря архитектурным хитростям небольшое помещение казалось настоящим полигоном. Мельников подобно фокуснику играл с диагональю: прямоугольный стеклянный павильон он пронзил лестницей, тянущейся ко второму этажу. В верхней части здания наискосок располагались плиты с агитационными плакатами Александра Родченко.

Участие в парижской выставке принесло Константину Мельникову мировую известность. Его чудо-павильон очаровал и западных творцов, и соотечественников. Писатель Илья Эренбург, посетив здание, назвал его «гаражом, приснившимся поэту».

Удостоившись гран-при, Мельников вернулся на родину. Спустя два года его талант получил вполне материальное признание: архитектору выделили земельный участок в самом центре Москвы и позволили начать строительство собственного дома-мастерской.

Строгий снаружи и уютный внутри

Дом в 200 квадратных метров всего с одной квартирой — редкость для Москвы 1920-х годов. Правда, поражал жителей столицы скорее не размах строительства, а форма здания. Константин Мельников спроектировал свое жилище в форме сдвоенного цилиндра. Вряд ли он целенаправленно создавал дом, чтобы тот вошел во все учебники по истории архитектуры, но вышло в итоге именно так.

Чертежи дома Мельникова

Мельников создал футуристичное здание из кирпича, применив идею сотовидной кладки, равномерно распределяющей нагрузку, что позволило отказаться от несущих конструкций. Похожий на башню и пчелиный улей дом идеально попал «в настроение» Константина Мельникова — человека трудолюбивого, увлеченного, лишенного предрассудков в творчестве. Даже окна здания были особенными — архитектор сделал их шестиугольными и распределил по периметру, чтобы свет проникал внутрь равномерно.

Константин Мельников с женой Анной возле строящегося дома, 1927 год

Одинаковые по площади помещения дома казались гостям дома совсем разными. Секрет заключался в том, что в комнате-мастерской Константин Мельников решил поставить гигантское окно, напоминающее экран, а в обычной жилой комнате — несколько десятков маленьких шестиугольных окошек. Из мастерской вел выход на балкончик, прогуливаясь по которому, архитектор читал лекции студентам. На вопросы о работе над домом он отвечал, что никогда не пользовался научной литературой и старался даже не смотреть на фотографии уже существующих зданий, чтобы не «украсть» чужой замысел.

По словам Мельникова, на один проект у него уходило до двухсот испорченных и полностью переделанных эскизов. Просиживая часами над ватманом, архитектор успокаивался лишь тогда, когда все его идеи получали должное отражение на бумаге.

Репутация гения тяготила Мельникова. Порой он обиженно замечал, что в его зданиях нет никакой фантастики, раз уж он смог спроектировать десятки пригодных для жизни и работы домов.

В быту Константин Мельников и вовсе не походил на модного творца-конструктивиста. Его дом был полон вещей самых разных стилей. Архитектор охотно приобретал антикварные столы и стулья, не возражал против дверных ручек с позолотой и умилялся кружевным салфеткам, вышитым женой Анной.

Помещения дома, снаружи выглядящего стерильным, были набиты приятными глазу мелочами: детскими игрушками, гантелями, книгами и учебниками. Этот контраст поражал знакомых Мельникова. Заходя в аскетичный «храм художника», они оказывались в обычном уютном доме.

Архитектор против системы

Позволив Мельникову строить дом в Кривоарбатском переулке, власти полагали, что проект станет типовым. Предлагалось в будущем адаптировать схожие постройки под коммуны. Однако вскоре отношения Константина Мельникова и партийных руководителей испортились. Зодчий, ни признающий творчество «по указке», не смог перейти от авангарда к соцреализму. Замыслы архитектора не уживались с новым тяжеловесным стилем.

В 1933 году, когда выставка работ Мельникова с триумфом прошла в Италии, на родине архитектора клеймили «формалистом». На следующий год в столице СССР прошел конкурс на проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности, которое собирались возвести на месте ГУМа.

Мельников представил свой проект, вызвавший неоднозначную реакцию. Некоторые увидели в нем аллюзию на «людоедский» характер власти: дескать, колонны рабочих, шагающих через Красную площадь, будут заходить в двери наркомата как в гигантский рот.

Эскиз здания Наркомтяжпрома

Вскоре Константина Мельникова отстранили от работы в мастерской Моссовета и запретили преподавать. Лишенный заказов, он возвращается «к истокам» и начинает писать картины — вероятно, больше от скуки, чем по велению сердца. «Сталинский ампир» он так и не признал, оставаясь верным собственным представлениям о прекрасном.

Только в 1949 году Константин Мельников, наконец, получил работу и отправился преподавать в Саратовский институт. Затем — перешел в Московский инженерно-строительный институт, где стал профессором. Зданий для любимого города он больше не проектировал и перешел в разряд живых легенд. Трудами Мельникова восхищались новые молодые архитекторы из поколения «оттепели». В 1972 году Константин Мельников стал заслуженным архитектором РСФСР, а спустя два года скончался в своем доме.

Имя Константина Степановича остается известным в России и за рубежом. 1990-й год ЮНЕСКО объявляло годом Мельникова. Дом Мельникова пережил своего создателя и долгое время был объектом судебных тяжб, в то время как его техническое состояние постепенно ухудшалось. В наши дни дом стал филиалом Музея архитектуры имени А.В. Щусева, а в 2021 году было объявлено о завершении подготовки к масштабной реставрации архитектурного памятника, которая должна закончиться в 2024 году.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится