Нигде в мире больше нет такого архитектурного чуда, так что тем, кто окажется на Урале и будет проезжать мимо поселка Кунара, советуем непременно туда заглянуть, чтобы увидеть дом своими глазами. Дом-пряник, как его часто называют, расположен недалеко от трассы.
Призывы к миру и «наивный» декор
Кузнец Сергей Иванович Кириллов (ныне уже покойный) обладал большой фантазией. Его дом похож даже не на сказочный теремок, а не какой-то языческий храм, причем, весьма своеобразный. Тут вам и фантазийные существа, и дети с патриотическими плакатами (например, «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир»), и герб СССР, и церковные купола, и женихи с невестами, и дети, и, конечно, разнообразные цветы… Такое ощущение, что мастер воссоздал свои сны, детские мечты или просто впечатления от каких-то происходивших в жизни событий.
Дом кажется немного детским – словно это какой-то арт-объект для привлечения внимания ребятишек, однако, возможно, такая наивность неслучайна. Может быть, кузнец намеренно сделал декор сумбурно-пряничным? Так ведь жить веселее! К тому же, кузнец и по характеру был таким же - доверчивым, жизнерадостным и добрым. Так что в теремке он отразил то, что у него внутри: желание жить со всеми в мире и радоваться каждому дню.
Специалисты называют Дом-пряник ярким образцом наивного искусства в архитектуре. Мастер-самородок активно использовал, и резьбу, и узоры, и скульптуры, и кованые цветы, и лозунги, призывающие человечество к миру.
Всё началось с обычного ремонта
Идею создать необычный дом мастеру-самоучке подсказала сама жизнь. Когда в молодости он с женой переехал в избу отца, построенный еще его дедом, жилище было старым. Сергей кое-что подремонтировал и установил новые ставни. Потом сделал нарядные наличники, затем – резные ворота. Так и пошло: он все украшал и украшал дом и уже не мог остановиться.
Как вспоминала его супруга Лидия Харитоновна, кузнец сам освоил это мастерство, ведь ни дизайну, ни архитектурным премудростям он не нигде учился. Более того, у кузнеца даже не было полного школьного образования. Он окончил только три класса, а потом пошел в ученики к местному кузнецу, быстро освоив ремесло, которое до конца жизни его и кормило. Всю жизнь он трудился в колхозе, а по вечерам занимался кузнечным делом, находя время и на украшение своего дома.
Интересно, что заниматься декором своего дома Кириллов начал в 1950-1960-е годы — в самый разгар объявленной Хрущевым борьбы с архитектурными излишествами. Тем не менее никаких неприятностей кузнецу его занятие не принесло – местное начальство не усмотрело в «причудах» селянина желания вознестись над всеми, ведь по натуре он был скромным и отзывчивым человеком.
После смерти кузнеца Кириллова в теремке осталась жить его вдова – тоже очень открытый человек, всегда готовый впустить в Дом-пряник посетителей, рассказать о муже и показать не менее затейливый, чем сам теремок, интерьер. Увы, она не могла сама обслуживать дом, и он постепенно начал ветшать. Но тут на помощь пришли добрые люди: сотрудники Екатеринбургского музея икон и древностей прислали рабочих, которые привели теремок в порядок.
Кстати, оригинальный памятник на могиле кузнеца, представляющий собой множество металлических цветов), тоже его работа. Он сковал его для себя сам еще при жизни.
Гениальные архитекторы-самоучки рождаются на Земле очень редко, но если уж рождаются, то созданные ими шедевры тут же становятся известны на весь мир. Обычно эти люди даже не могут объяснить, как у них получается сроить такие шедевры. Один из примеров тому – история о том, как Как французский почтальон в одиночку построил дворец: Фердинанд Шеваль и его мечта.