Фердинанд Шеваль не боялся никакой работы – ведь он тяжело и много трудился с самого детства. Он родился в 1836 году в семье бедного фермера. С тринадцати лет он работал помощником пекаря, пытался заниматься сельским хозяйством, однако не особенно преуспел. В возрасте двадцати двух лет он женился, завел с супругой двоих сыновей… После смерти старшего ребенка он с семьей перебрался в Отрив, где нашел то место работы, которому не изменял затем много лет – стал почтальоном.
Шеваль, в общем-то, не хватал звезд с неба, но в глубине души знал, что ему суждена иная судьба. Иногда, отдыхая от дневных трудов, он видел сон – всегда один и тот же. Во сне Шеваль возводил замок, камень за камнем, прекрасный и странный, словно древний храм. Эти грезы наполняли его душу смутной тревогой и в то же время радостью. И было в них нечто мучительно сладкое, нечто, что не позволяло ему поделиться этой забавной историей с супругой или коллегами. «Ну ты и чудишь, Фердинанд!» - сказали бы они. И это разбило бы ему сердце.
Ежедневно он проходил по тридцать километров – у него не было даже велосипеда. Он мечтательно рассматривал открытки из дальних стран, доставляя почту адресатам, пробегал глазами газетные статьи, посвященные новейшим достижениям архитектуры… и часто забывал смотреть под ноги.
Однажды, засмотревшись на очередную картинку, Шеваль споткнулся о камень и по неизвестной причине решил его повнимательнее рассмотреть. Его восхитила необычная форма камня. Почтальон сунул его в карман, чтобы полюбоваться на досуге. В конце концов, в его жизни было не так уж много красоты! На следующий день, ведомый какой-то силой, в том же месте он отыскал еще несколько интересных камней. Это был песчаник, сформированный водой и закаленный силой времени, твердый и прочный. Самый изощренный ум не сумел бы представить этих фантастических форм.
Собирая и разглядывая камни, Шеваль испытывал такую радость, был так непривычно счастлив, что, поразмыслив, решил – это что-то да значит. Вспомнились и давние сны о магическом сооружении… «Раз уж природа способна сотворить шедевр – я тоже этим займусь!» - решил Шеваль. Ведь природе не нужен диплом скульптора, чтобы создавать нечто прекрасное – неужели он не справится?
Впрочем, на скромное жалование почтальона было не разгуляться. И, шагая по дороге, Шеваль теперь пристально смотрел под ноги. А иногда выходил разносить почту, захватив тачку, и домой возвращался с тяжелым грузом. Он собирал камни, а в его сознании все четче и конкретнее выявлялись очертания его будущего творения.
Время шло. Он овдовел и женился вновь. Приданое второй жены позволило ему купить небольшой участок земли. Замысел созрел для воплощения. Тридцать три года почтальон и мечтатель Жозеф Фердинанд Шеваль возводил свой Идеальный Дворец. Десять тысяч дней, девяносто три тысячи часов, тридцать три года он работал, не покладая рук – так гласит надпись, вырезанная им на стене Идеального Дворца. Днем он разносил почту, а ночью зажигал масляную лампу и прилаживал один камень к другому.
Так выросли внешние стены высотой более двенадцати метров, украшенные примитивными скульптурами – на каждой он вырезал имя, а потому дворец охраняют Верцингеторикс, Архимед и Цезарь. Фердинанд Шеваль никогда не путешествовал, никогда не видел воочию великих творений архитектуры – ни готических соборов, ни древних храмов Востока, ни построек гениев модерна. Он даже не окончил школу, где в годы обучения больше витал в облаках, чем осваивал грамоту.
Однако исследователи сравнивают его Идеальный дворец с собором Святого Семейства Антонио Гауди – ни больше, ни меньше. Некоторые части его Дворца напоминают о берберской архитектуре, и тут же – изящные винтовые лестницы, цементные скульптуры лебедей… Можно увидеть и других животных – страусов, верблюдов, осьминогов, драконов и медведей, вырезанных на стенах. Каждое из животных связано было с какой-либо христианской идеей.
Интерьеры дворца столь же необычны, как и его внешний вид. Круглые окна-отверстия позволяют солнечному свету беспрепятственно проникать внутрь дворца и окрашивать его интерьер теплыми оттенками. Потолок украшен узорами из гальки и ракушек. То тут, то там встречаются стихотворные строки, сочиненные, по-видимому, самим Шевалем. Они говорят о том, как гордится он своей работой – «Экстаз прекрасной мечты, награда за усилия», «Дворец воображения», «Храм жизни», «Работа одного человека»… С восточной стороны дворца расположен Храм Природы в египетском стиле, где гостя встречают два водопада – Источник Жизни и Источник Мудрости, названные так своим создателем.
Шеваль мечтал быть похороненным в своем дворце. Он понимал, что ему уже не суждено долго наслаждаться жизнью там. Однако каждый гражданин Франции должен упокоиться в специально отведенном для этого месте – и никак иначе! Потому еще восемь лет Шеваль возводил прекрасную семейную усыпальницу на кладбище в Отриве. И, закончив работу, отложив свой мастерок, он скончался.
Фердинанд Шеваль нашел последнее пристанище в своем роскошном мавзолее, а его грандиозное творение зажило своей жизнью. Идеальный Дворец французского почтальона приводил в восторг художников-авангардистов. Сюрреалисты наперебой восхищались им и посвящали Шевалю свои работы. Пабло Пикассо создал серию рисунков, где запечатлел историю почтальона-мечтателя. Об Идеальном Дворце снимают документальные фильмы и пишут книги, а портрет его творца украшает почтовые марки во Франции. Британский автор-исполнитель Уилл Варли посвятил Шевалю песню. В 1969 году Идеальный Дворец был объявлен объектом культурного наследия Франции, и сегодня он открыт для посетителей.