Джованни Баттиста Пиранези: художник, который придумал уникальные архитектурные фантазии
770
просмотров
Джованни Баттиста Пиранези — гениальный итальянский зодчий, который прославился на весь мир фантастическими гравюрами. Почему он уехал из Венеции в Рим и кто привил ему любовь к археологическим раскопкам.

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi; 4 октября 1720 — 9 ноября 1778 гг.) — известный итальянский художник XVIII столетия, зодчий и археолог. Джованни Баттиста Пиранези прославился созданием множества оригинальных офортов с изображениями памятников античного зодчества. Его творчество оказало огромное влияние на приверженцев неоклассицизма и романтизма, а фантастические офорты и гравюры, созданные мастером, до сих пор служат источником вдохновения для новых архитектурных проектов. Биография художника тесно связана с Римом, в котором он прожил большую часть своей жизни.

Джованни Баттиста Пиранези. Пьетро Лабруцци. Картина «Портрет Джованни Баттисты Пиранези», 1779

Джованни Баттиста Пиранези оставил потомкам сотни уникальных рисунков и чертежей, на которых запечатлел реконструированные руины древних римских зданий. Его работы до сих пор используются в качестве учебных пособий при обучении студентов архитектурных факультетов во многих престижных европейских университетах.

Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра «Арка Траяна», 1748

Биография Джованни Баттисты Пиранези

Джованни Баттиста Пиранези появился на свет 4 октября 1720 года в семье каменотеса в Венеции. Начальное образование он получил не в школе, а благодаря занятиям со старшим братом Андреа. А его дядя по материнской линии Маттео Луккези (Matteo Lucchesi) обучил Джованни основам зодчества и инженерному делу. Затем юный Пиранези несколько лет учился у известного архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Scalfarotto) и работал подмастерьем у Карло Цукки (Carlo Zucchi).

Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра «Вид Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано», 1748

В 1740 году Пиранези отправился в Рим, где для начинающего художника было гораздо больше возможностей сделать успешную карьеру, чем в родной Венеции. Прибыв в столицу Италии, 20-летний юноша устроился чертежником в доме венецианского посла Марко Фоскарини (Marco Foscarini) и продолжил изучение архитектурной науки у Джованни Баттиста Нолли (Giovanni Battista Nolli). А Джузеппе Вази (Giuseppe Vasi) обучил его основам гравюры и привил любовь к древнему античному зодчеству. Тогда же Пиранези увлекся археологическими раскопками, после чего неоднократно принимал участие в поисковых экспедициях в различных регионах Италии.

Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра «Пирамида Цестия», 1748

В 1743 году Джованни создал первую часть научного труда «Архитектурные формы и перспективы», в котором были собраны 12 гравюр с изображениями древнеримских образцов зодчества. Благодаря этой работе молодой художник приобрел известность в архитектурном обществе Италии и стал его полноправным членом. Но вскоре Пиранези пришлось вернуться в Венецию, так как в Риме у него никак не получалось найти достойных заказчиков и заработать денег.

Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра «Триумфальная арка Тита», 1748

В родном городе он прожил 4 года, за это время познакомился и подружился со знаменитым художником Джованни Батистой Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), который помог молодому коллеге усовершенствовать навыки работы с гравюрой. В 1745 году увидели свет знаменитые «Фантастические изображения темниц». В отличие от большинства других мастеров гравюры, Пиранези изобразил древние руины в своей книге в необычном ракурсе. Он превратил их в мрачные подземелья, дополнил многочисленными лестницами, галереями и аркадами, в результате чего читатели смогли увидеть оригинальные архитектурные композиции, созданные блестящим разумом молодого художника.

Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра «Колизей», 1757

В 1747 году мастер снова уехал в Рим, где прожил до самой смерти. Он зарабатывал на жизнь созданием гравюр с очаровательными городскими пейзажами итальянской столицы, которые пользовались большим спросом не только у местных жителей, но и у многих туристов. Кроме того, Джованни периодически печатал объемные книги с десятками собственных гравюр с изображениями видоизмененных античных шедевров архитектуры — «графических фантазий». Его работы пользовались огромным спросом у профессиональных архитекторов, которые не стеснялись заимствовать у Пиранези оригинальные идеи при создании своих проектов.

Джованни Баттиста Пиранези. Офорт из серии «Темницы», 1761

В 1752 году художник женился на дочери садовника влиятельной семьи Корсини Анджеле Пансини. В браке у него родилось пятеро детей, причем сын Франческо и дочь Лаура впоследствии продолжили дело отца и стали известными мастерами гравюры. На 1760-е годы приходится пик расцвета карьеры Джованни Пиранези, когда в знак признания заслуг он стал почетным академиком гильдии Святого Луки и получил от римского папы титул рыцаря Золотой шпоры.

Джованни Баттиста Пиранези. Подъемный мост из серии «Темницы», 1761

До конца своей жизни гениальный итальянец пользовался огромным авторитетом среди коллег, занимался археологическими раскопками и издавал книги. До наших дней сохранилось более 700 оригинальных офортов мастера, напечатанных в научных трудах. В ореоле славы и почета Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в возрасте 58 лет в столице Италии, где его похоронили с большими почестями.

Джованни Баттиста Пиранези. Надгробный памятник на могиле Пиранези в церкви Санта-Мария-дель-Приорато, конец XVIII века

Самые известные работы Джованни Баттисты Пиранези

Великий художник оставил потомкам множество прекрасных шедевров, до сих вызывающих огромный интерес у профессиональных архитекторов и ценителей искусства. И все же, к самым известным работам Джованни Баттисты Пиранези относятся:

  • «Архитектурные формы и перспективы» (1743) — сборник из 12 таблиц, благодаря которому Пиранези приобрел первую популярность. Необычная манера изображения древних руин, изобретенная автором, пришлась по вкусу и обычным читателям, и профессиональным архитекторам. А в многочисленных последующих переизданиях, начиная с 1751 года, были добавлены еще 4 таблицы.
  • «Фантастические изображения темниц» (1745) — самая знаменитая книга мастера, которая в течение многих лет пользовалась огромным спросом в кругах европейской культурной элиты. В 1761 году Пиранези опубликовал расширенное второе издание с многочисленными графическими дополнениями.
  • Церковь Санта-Мария дель Приорато (1764-1766) — единственный архитектурный шедевр автора, созданный по заказу римского понтифика Климента XIII. Этот старый католический храм, в котором находится могила великого художника, был возведен еще в Х веке, но спустя почти 800 лет его полностью перестроили по проекту Пиранези.
Джованни Баттиста Пиранези. Античные колонны, 1748-1751
Джованни Баттиста Пиранези. Вестибюль древнего храма, 1748-1751
Джованни Баттиста Пиранези. Древний Капитолий, 1748-1751
Джованни Баттиста Пиранези. «Воображаемые тюрьмы». Титульный лист из серии «Темницы», 1750-1751
Джованни Баттиста Пиранези. «Колодец» из серии «Темницы», 1750-1751
Джованни Баттиста Пиранези. Фасад церкви Санта-Мария-дель-Приорато, 1764-1766

Джованни Баттиста Пиранези по праву считается одним из величайших мастеров гравюры всех времен. Он навсегда увековечил для потомков огромное количество античных памятников архитектуры и дополнил их собственными оригинальными идеями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится