Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:
- Тщательно подбирать рецептуру для получения краски оптимальной плотности.
- Заранее готовить краски всех нужных оттенков, а не смешивать их на палитре во время работы.
- Действовать быстро и уверенно, пока воск остается мягким.
- Работать только на твердом материале основы (камне, древесине, штукатурке или бетоне).
- Иметь в наличии постоянный источник тепла (открытый огонь) для разогрева быстро остывающей краски.
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов. К сожалению, образцы творчества египетских мастеров до наших дней не сохранились.
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
- Эстер Геллер (Esther Geller) — американская художница, автор уникальных органических абстракций. Геллер не только много экспериментировала с восковой живописью, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли.
- Тони Шерман (Tony Scherman) — современный канадский художник портретного и исторического жанров. Особую известность ему принес цикл картин времен Наполеона и Французской революции.
- Бэтси Эби (Betsy Eby) — мастер абстрактной живописи, автор лирических и сдержанных картин. Эби очень любит классическую музыку и черпает вдохновение в произведениях лучших композиторов разных эпох.
- Педро Куни-Браво (Pedro Cuni-Bravo) — американский художник испанского происхождения. Куни-Браво не только пишет картины, но и занимается восстановлением древних фресок, выполненных в разных техниках.