Как увлечение непоседливого мальчишки превратилось в призвание
Его произведения почти всегда оставались черно-белыми – даже в те времена, когда была распространена традиция раскрашивать отпечатанные снимки, даже тогда, когда изобрели цветную фотографию. И сейчас, когда речь идет о самых любимых и уважаемых американских фотографах, имя Энсела Адамса вспоминают в числе первых.
Он родился в 1902 году – тогда фотографию вообще еще не считали за искусство. Дед по отцовской линии владел успешным бизнесом, связанным с лесопереработкой, и впоследствии Энсел осуждал деятельность семьи – из-за того, что под топор бывали пущены редкие и ценные виды деревьев.
Детство Энсела прошло в Сан-Франциско, там же он получил травму, последствия которой «украшали» его лицо всю жизнь – во время землетрясения ударился о стену забора и сломал нос. Когда мальчику было пять, семья переехала в дом на побережье – в дом с великолепными видами. Природу Адамс любил с детства. Непоседливый, гиперактивный, неусидчивый, он доставлял много неприятностей родителям и учителям, зато находил покой во время прогулок, в которых мальчика никогда не ограничивали. С матерью Энсел общался не особенно много, зато с отцом их сблизило общее увлечение: оба интересовались астрономией и много времени проводили за телескопом. Философия семьи, к которой приучали мальчика, предписывала вести жизнь скромную и неприхотливую, не забывать об ответственности перед миром и другими людьми.
Именно отец подарил Энселу его первую фотокамеру, он же забрал сына из школы на домашнее обучение, поскольку школьный режим совершенно не давался Адамсу-младшему. Оказалось, что в этих условиях мальчику проще себя проявить, он смог выучить языки и серьезно увлекся музыкой. Кстати, соседом, что вдохновил Энсела на занятия фортепиано, был шестнадцатилетний тогда и знаменитый впоследствии Генри Коуэлл. Несколько лет Адамс разрывался между двумя главными увлечениями – музыкой и фотографией.
Фотограф и основатель нового стиля в искусстве создания фотоснимков
Одним из самых сильных впечатлений, полученных Адамсом в детстве, было посещение национального парка Йосемити, который славится своими живописными ландшафтами. По времени это совпало с первыми фотоэкспериментами. Адамс стал много времени проводить в фотолаборатории, изучать технику съемки, читать специализированные журналы, посещать собрания в фотоклубе.
В семнадцать лет Энсел Адамс вступил в клуб «Сьерра», который объединял защитников памятников природы. В качестве материалов клубом использовались и фотографии Адамса. Сам же он освоил дополнительные полезные навыки – например, скалолазания. Вообще, одной из основных черт Энсела Адамса стала его способность постоянно учиться новому, приобретать новые умения.
Количество работ увеличивалось, и в 1927 году Адамсу удалось создать первое портфолио, которое имело успех. В начале тридцатых фотографии Энсела выставлялись в Смитсоновском институте, была организована и его первая персональная выставка. Пришлось вникать в тонкости печати – чтобы мастерство фотографа не находилось в зависимости от небрежной печати. В 1933 году Адамс открыл свою собственную галерею в Сан-Франциско.
Он был в числе тех, кто создал знаменитую «Группу F/64» - объединение фотографов, которые стремились новые возможности этого вида изобразительного искусства. Дело в том, что в те годы фотография ориентировалась главным образом на живопись и графику, в моде был рассеянный свет, мягкий фокус – все, что приближало фотоснимок к картине в импрессионистском стиле. Группа F/64 утверждала новые принципы. Целью фотографа должен был стать четкий и правдивый снимок, «честный» и чистый. Отсюда и название – так обозначалось самое крайнее в те времена значение диафрагмы, обеспечивающее максимальную резкость.
Энсел Адамс – эколог и защитник природы
Основной «моделью» Адамса по-прежнему оставалась природа – прежде всего национальные парки, леса, горные хребты и долины, озера и водопады. Каким-то удивительным образом эта работа сочеталась с событиями, которые происходили в мире и в жизни самого Энсела. Он фотографировал для Правительства США, создал резонансный фотоочерк о японцах, лояльных к американскому режиму.
После войны Адамс основал первый в США факультет фотографического искусства в Калифорнии. Он постоянно стремился передавать новым поколениям фотографов секреты своего мастерства и наработки, полученные за годы экспериментов, писал и выпускал книги, включая знаменитую трилогию «Камера», «Негатив» и «Отпечаток». Фактически именно Адамс сделал фотографию видом изобразительного искусства. Он знаменит и тем, что всегда по максимуму использовал оборудование, которое было в его распоряжении, извлекал лучшее из довольно скромных – если судить из двадцать первого века – возможностей фотографа прошлых десятилетий.
Среди работ Энсела Адамса было немало выполненных в цвете, но основным приемом творческого самовыражения он все же считал черно-белые снимки, считая, что цвета ограничивают возможности мастера. До настоящего времени дошло большое количество негативов и отпечатанных фотографий Адамса, включая и портреты, и индустриальные пейзажи, и изображения разных объектов, а все-таки известен он прежде всего как пейзажный фотограф.
К тому же, Адамс был настолько же художником, насколько и защитником окружающей среды. Именно он одним из первых привлек внимание к богатствам национальных парков, показал, какими сокровищами располагает человечество, и многие из знаменитых черно-белых пейзажей этого мастера и сейчас пытаются повторить туристы и фотографы-любители.
Смещение фокуса с общественных катаклизмов на величественные красоты бескрайних пейзажей оказалось оцененным по достоинству, да и нетипичный объект для съемки – пейзажи – вызвал интерес, как к самим фотографиям, так и к памятникам природы.
Не случайно поэтому одна из работ Адамса – фотография «Хребет Титон и река Снейк» - оказалась в числе шестнадцати, отобранных для занесения на золотую пластинку космического корабля «Вояджер», чтобы стать частью послания внеземным цивилизациям.