![Евгения Филонова, Алла Ларионова и др: актрисы, которым доверили воплощать Русь и русских женщин в СССР](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-03/07/evgeniya-filonova-alla-larionova-i-dr-aktrisy-kotorym-doverili-voploshchat-rus-i-russkih-zhenshchin-v-sssr_1615132250-b.jpg)
«Руслан и Людмила»: Наталия Петрова
На роль Людмилы режиссёр Птушко очень придирчиво искал актрису. Основной кандидатурой в Людмилы была актриса Антонина Пилюс (Хари из «Соляриса» Тарковского), но дочь Птушко и заодно его ассистентка решила не останавливаться в поисках и в конце концов предъявила идеальную, как ей казалось, Людмилу: студентку Московского института иностранных языков Наталию Петрову. Птушко-младшая буквально увидела её на улице, случайно. Её поразила необычайная нежность лица девушки.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-03/07/32009-entry-1-1615132250.jpg)
Актёрский опыт Наталии режиссёра мало волновал. Ему важнее было создать картинку, кинообразы, как человеческие, так и фоновые, предметные. Похоже, экранизация Пушкина была для Птушко только предлогом для съёмок славянского фэнтези, на которое было бы сложновато получить деньги от государства – де-факто сюжет поэмы был режиссёром очень сильно переработан.
Из-за яркости, явного доминировании визуальной концепции над игрой и сюжетом фильм сразу после выхода стали обвинять в отсутствии чувства меры, лубочности, китче. Тем не менее, зрителю он понравился. Замечательной находкой оказался физик Владимир Фёдоров, которого Птушко уговорил сняться в кино впервые в жизни, решив, что карлика Черномора должен играть настоящий карлик.
После этого фильма Фёдоров сделал замечательную кинокарьеру – в нём открылся недюжинный актёрский талант.
Что касается самой Наталии Петровой, то она вышла замуж за иранского предпринимателя и долго жила за границей. После смерти мужа вернула себе фамилию и успешно занялась бизнесом в Москве, хотя живёт в основном в Швейцарии. Но до сих пор её вспоминают как Людмилу и как человека из круга общения Владимира Высоцкого – их познакомил будущий муж Натальи, сам хороший приятель певца. Высоцкий уговорил Петрову сняться в ещё одном фильме, «Место встречи изменить нельзя», в небольшом эпизоде. Именно с ней танцует, а потом выбрасывает в окно в ресторане «Астория» главный злодей – Фокс.
«Морозко»: Наталья Седых
Одна из множества сказок Александра Роу у одних она была любимой, у других – вызывала некоторое раздражение образом Настеньки. Крутили сказку по телевизору часто, она считалась интересной и полезной детям. Глядя на Настеньку, девочки могли учиться, как быть правильной русской девушкой, а глядя на Марфушу – как неправильной.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-03/07/32009-entry-4-1615132250.jpg)
Марфушу можно упрекнуть во многих недостатках – грубость, жадность, тщеславность. Но и достоинства Настеньки у некоторых вызывали оторопь. Казалось, у девушки даже своего дыхания нет. Готовность Настеньки покорно всё сносить, за что судьба её вознаградит богатством и мужем (что в жизни заканчивается совсем не так), несколько противоречила историческим примерам, на которых росли советские девочки.
На фоне множества эпизодов, где Настенька вела себя как человек, чьё место в собственной жизни последнее, глотком свежего воздуха были несколько сцен, где она словно оживала. Чего стоит ее отчаянный, но искренний жест – когда она надевает на наглеца Иванушку кадушку, после чего он и превращается в медведя.
И внешность её была образцовой. Красивая внешность.
Сыграла Настеньку москвичка Наталья Седых неполных шестнадцати лет. Собственно говоря, за наивное выражение милого лица и робкий детский голос её и выбрали среди других кандидаток в идеальные русские Настеньки – русоголовые, румяные и голубоглазые. Училась Наталья на танцовщицу, и Настенька была её первой ролью с именем. Впрочем, карьера в кино так и не задалась – остальные фильмы с участием Седых совсем не так известны, как «Морозко», а успех «Морозко» во многом стоит на актёрской игре Инны Чуриковой и Георгия Милляра.
Зато как танцовщица Наталья преуспела. После окончания Московского хореографического училища её приняли в балетную труппу Большого театра, а позже Седых доросла и до солистки. Актёрский же талант она раскрыла уже в зрелом возрасте, и не в кино, а в театре – с 1990 по 2006 год Седых играла в труппе театра «У Никитских ворот». Перед тем она десять лет провела замужем за композитором Виктором Лебедевым, автором музыки ко многим советским фильмам, в том числе к «Гардемаринам». В общем, незаметной и неяркой её жизнь не назовёшь.
«Снегурочка»: Евгения Филонова
Во времена, когда Островский написал свою сказку о снежной девушке, считалось, что берендеи – этнически славянское племя. Уже в наше время стало известно, что, будучи вассалами древнерусских князей, берендеи были тюрками. Тем не менее персонажи «Снегурочки» носят славянские (пусть и искусственно созданные кабинетными исследователями) имена, так что традиционно изображают их тоже славянами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-03/07/32009-entry-7-1615132251.jpg)
Среди множества кандидаток на роль Снегурочки выбор пал на Евгению Филонову, обладательницу тонких европейских черт лица. Большое значение сыграл цветотип девушки – ведь ей надо было передать холодность Снегурочки. Светлоглазая, с тонкой, очень светлой кожей и химически выбеленными волосами, Евгения Филонова смотрелась идеально.
В прессе её, конечно же, сразу окрестили русской красавицей, и она пополнила собой ряды образцовых воплощений Руси.
Роль могла бы стать для Евгении трамплином в карьере, но развить успех помешали скромность и стыдливость. Она вышла замуж за такого же бедного молодого актёра, родила ребёнка, и жили они все втроём впроголодь. Когда Филонову звали на пробы, она отказывалась, потому что не могла представить, как предстанет перед камерой в обносках. А приличной одежды ей было негде взять. После нескольких отказов на Евгении просто поставили крест.
Большую часть актёрской карьеры в итоге составляли для Филоновой новогодние утренники. Чаще всего она играла, конечно же, Снегурочку, но если роль была занята – соглашалась и на Бабу Ягу, и работала с удовольствием и отдачей. Также Евгения играла в массовке и ролях второго плана в театре имени Гоголя.
Жизнь актрисы оборвалась трагически. В возрасте около сорока лет она узнала об онкологическом заболевании. Сделали операцию, но оказалось слишком поздно. Снегурочка истаяла на глазах, и это было гораздо страшнее, чем в кино.
«Садко»: Алла Ларионова
Ещё один фильм Птушко, который стал фэнтези-проектом под прикрытием экранизации онежских былин. Причём настолько успешным, что его переделали в США в фильм про Синдбада-Морехода, ставший очень популярным у детей и взрослых.
Перед съемками ассистентам было дано обычное наставление: найти на роль Любавы, возлюбленной Садко, женщину необыкновенной славянской красоты. Обыкновенная славянская к сказочной картинке Птушко не подходила, тем более, что по сценарию у Любавы роль была практически декоративная. Стоять да символизировать, чем родина краше зарубежья.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-03/07/32009-entry-10-1615132251.jpg)
Москвичка (как и предыдущие актрисы) Алла Ларионова была в то время студенткой второго курса. Им запрещалось сниматься, но ассистенты сумели уговорить девушку. Едва увидев её, Птушко сказал: всё, Любава у нас есть. Её наставника, самого Герасимова, он взялся уламывать сам. И уломал. В результате первая же картина в карьере сделала Ларионову знаменитой.
Фильм произвёл фурор на Венецианском кинофестивале, и на молодую актрису посыпались предложения западных режиссёров. Алла то ли отклоняла их сама, то ли встретилась с противодействием чиновником – в общем, карьеру ей пришлось делать только и полностью в СССР, что, впрочем, произошло практически со всеми прославившимися на западе советскими актрисами.
Карьера эта оказалась воистину блистательной, а роли, на счастье актрисы, очень разными – режиссёры не дали ей застрять в одном амплуа. Алла играла фронтовую корреспондентку, дореволюционных помещиц, шекспировскую графиню и пионервожатую. Вышла замуж за другую советскую кинозвезду, своего сокурсника Николая Рыбникова. Увы, но в девяностых Ларионову практически перестали снимать.
«Иван Грозный»: царица Анастасия
В легендарной картине Сергея Эйзенштейна и актёры снимались легендарные. Так, роль царицы Анастасии – той самой, что на тринадцать лет смягчила сердце царя Ивана Васильевича и возглавила одну из крупнейших вышивальных мастерских в древнерусских княжествах, – досталась Людмиле Целиковской, предмету воздыхания сотен тысяч советских мужчин. Как раз перед «Грозным» Людмила стала звездой фильма «Воздушный извозчик».
В «Грозном» она снималась с мужем – тому досталась роль Малюты Скуратова, знаменитого опричника.
Хотя макияж сороковых более чем странно смотрелся на царице Анастасии, Целиковской удалось передать характер исторического прототипа – она сыграла мягкую, любящую жену. Чтобы взгляд Анастасии казался искрящимся от любви, во время съёмок освещение направляли Целиковской прямо в глаза. Это было мукой, но сцены с её участием получились очень выразительными.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-03/07/32009-entry-13-1615132251.jpg)
Каково же было горькое разочарование актрисы, когда после выхода фильма на экраны буквально все актёры с именными ролями получили Сталинскую премию... кроме неё. Сталин, видите ли, счёл, что царицы такими не бывают. А ведь из-за съёмок актриса потеряла не только часть зрения, но и постоянную работу в театре Вахтангова. Эйзенштейн сделал, что мог: выхлопотал восстановление актрисы в театре. Но добиться для неё Сталинской премии было выше его возможностей.
Вообще же роль Анастасии выбивалась из обычных для Целиковской персонажей – она играла девушек с сильным внутренним стержнем, способных отстоять свои границы и своё право на счастье. Такой она предстала и в «Воздушном извозчике», и в «Сердцах четырёх», и в «Близнецах» (где, кстати, осуждалось предвзятое отношение к женщине, родившей вне брака), и в «Беспокойном хозяйстве».
Однако так ярко начавшаяся карьера быстро стала тускнеть.
Из-за повреждённого зрения актрисе было трудно ориентироваться на съёмочной площадке, и чем дальше, тем труднее, так что с большими ролями становилось всё сложнее. Но свою кипучую энергию Целиковская нашла куда применить. Она стала незаменимой помощницей своего гражданского мужа, театрального режиссёра Юрия Любимова. К тому же у Целиковской было множество хобби – чем себя занять, она находила буквально каждую минуту.