Для каждого ремесла — в том числе для актерского — существуют базовые навыки, которыми должен обладать каждый, кто им занимается. Например, одним из показателей профессионализма артиста служит его способность продолжать играть роль и придерживаться линии поведения своего персонажа, даже когда партнер делает что-то смешное, или когда на сцене или съемочной площадке происходит нечто забавное и непредвиденное. Немалых трудов и мастерства от актеров требуют съемки любовных сцен. В то время, пока они пытаются достоверно изобразить чувства к партнеру, на них смотрят десятки членов съемочной группы. Но многие ассистенты и рабочие продолжают делать собственные дела — должно быть, некоторые начинающие актеры чувствуют себя странно во время съемок пикантных моментов, когда где-то рядом тихо переносят реквизит и костюмы. В данном случае профессионализм артиста в том, чтобы не замечать отвлекающих факторов.
Еще одним полезным навыком для любого актера является способность заплакать тогда, когда от тебя этого хочет режиссер. Ведь слезы героев являются очень распространенным иллюстративным средством, которое используется для усиления воздействия на зрителей. Допустим, персонаж испытывает сильную физическую или эмоциональную боль, скорбь, отчаяние, умиление или даже невероятный восторг — во всех этих сценах актера могут попросить «заплакать». Конечно, существуют и специальные вспомогательные средства — например, карандаши для глаз (или специальные «стики»), которые рождают слезы искусственно. И все-таки в рядах профессиональных артистов бытует мнение, что это нечестный способ, которым пользуются только дилетанты. Что же тогда делать, если заплакать срочно необходимо, а карандаша для слез нет под рукой?
Никита Михалков уверен, что вызвать слезы может актер, который осознает, как устроена его диафрагма, и умеет с ней работать. Свою способность заплакать, когда этого требуют обстоятельства, он продемонстрировал в эфире «Вечернего Урганта». Однако нужно понимать, что каждый профессионал обладает своим собственным набором приемов и хитростей. Рассказываем, как именно артисты с мировым именем дубль за дублем на съемочной площадке выдавливают из себя слезы.
Терпение и тренировка — и заплакать на съемочной площадке не составит труда
Это не самый распространенный прием, и все же есть некоторые актеры, которые могут вызвать настоящие рыдания лишь собственным усилием воли. Конечно, это требует специальной тренировки, но после приобретения такого навыка — проблем с тем, чтобы вызвать слезы «по требованию», у актера не бывает. Яркий тому пример — актриса Брайс Даллас Ховард в роли зависимой от общественного мнения девушки Лейси Паунд в сериале «Черное зеркало». Во время одного из телеинтервью Конан О'Брайен — ведущий — попросил ее заплакать. Актриса ответила, что ей просто нужно, чтобы они начали беседовать о чем угодно. И тогда Конан начал рассказывать о выдуманной поездке в местный магазин строительных материалов, глаза Брайс постепенно начали наполняться слезами. Менее чем через две минуты она уже плакала так, будто бы ведущий говорил не об инструментах для ремонта, а о том, что она больше никогда в жизни не увидит свою семью.
Позже актриса вернулась на то же шоу и объяснила, что она обязана этим навыком совсем не своей генетике. «Это техническое. Это то, чему можно научиться и чему можно научить», — сказала она, прежде чем поделиться подробностями собственного метода. Как выяснилось, Брайс натренировалась незаметно для окружающих зевать. Искусственно стимулируя небольшой подъем мягкого неба внутри рта, она вызывает небольшие зевки, которые — в свою очередь — помогают ей рождать слезы. «Нужно делать это некоторое время, и даже когда вы разговариваете, то можете продолжать приподнимать его [мягкое небо]», — объясняет она. Также актриса добавила, что важным пунктом в этой технике является обыкновенная вода, которую необходимо пить. Когда организм не испытывает недостатка во влаге, проще вызвать поток слез.
Некоторые актеры готовы рискнуть здоровьем ради искусственных слез
Как и Брайс Даллас Ховард, звезда мелодрамы «Если я останусь» — Джейми Блэкли — сказал, что он использует технические приемы, связанные с функционированием своего организма, чтобы заплакать, когда необходимо. Только вместо того, чтобы сосредоточиться на подъеме мягкого неба, он выбрал для себя другую методику, которая даже кажется странной, а возможно даже немного опасной. В интервью 2014 года, приуроченного к выходу «Если я останусь», он пояснил: «Вы можете заставить всю кровь прилить к вашей голове… Если вы сожметесь».
Мало того, что такой способ предполагает применение существенных физических усилий, так и влияние его на самочувствие тоже вызывает вопросы. Только представьте — актер дубль за дублем совершает действия, которые заставляют кровь приливать к мозгу. Даже если допустить, что такой пример иллюстрирует творца, который готов страдать ради своего искусства, бездумно следовать ему вряд ли стоит.
А вот альтернативный метод вызывания слез, который упомянул Дмейми, выглядит гораздо безопаснее. Он сказал, что иногда представляет себе «бедного щенка на улице, который скулит», чтобы погрузиться в нужное состояние грусти. Учитывая, сколько раз за время работы над популярной романтической драмой 2014 года ему необходимо было плакать на съемочной площадке, во имя безопасности молодого актера будем надеяться, что он чаще использовал второй способ, чем первый.
Другие погружаются в воспоминания для вдохновения
Эми Адамс также может заплакать в любой момент. Но она не полагается на какие-либо физические трюки, а использует возможности своей памяти. Известная актриса неоднократно демонстрировала, как работает ее способ, на различных популярных телевизионных шоу, включая «The Tonight Show» и «The Graham Norton Show».
Например, однажды Эми рассказала, как ее дочь помогла ей заплакать, поведав историю, которую услышала в новостях. Дело было в том, что в одном из калифорнийских городов чиновники собирались закрыть завод по изготовлению соусов «Sriracha» из-за жалоб соседей, которых раздражал пряный запах чили. Очевидно, актриса является такой большой поклонницей острого соуса, что новость о возможном закрытии производства привела к тому, что слезы полились у нее из глаз. И теперь, когда ей срочно нужно заплакать, она мысленно возвращается в тот день, когда впервые услышала это печальное известие. Как бы странно не звучал метод Адамс, для нее он действительно работает.
Кому-то надо, наоборот, освободить свою голову от мыслей
Великая американская актриса Ширли Темпл стала знаменитой еще в детском возрасте, но кроме этого она всегда была непревзойденным профессионалом. В интервью Associated Press 1999 года, раскрыла свой способ плача на камеру, который использовала, когда была ребенком, рассказав: «Думаю, я была актрисой раннего метода. Мне нужно было уйти в тихую часть сценической площадки вместе с мамой. И мне не требовалось думать в чем-либо печальном, я просто превращала свое сознание в чистый белый лист. Через минуту я могла заплакать».
И все же даже у метода Ширли Темпл существовала своя оговорка. Как и для многих других детей, прием пищи для нее значил очень много — это был своего рода «священный» процесс с первостепенным значением. Поэтому, когда живот ее был полон, маленькая актриса больше не могла выплакать ни слезинки. «Мне не нравилось плакать после обеда, — призналась она, — потому что в тот момент я испытывала слишком сильное чувство удовлетворения».
Кое-кто все же обращается к маленьким хитростям
Говорят, что Голливуд — это всего лишь мир иллюзий из зеркал и дымовых завес. И, по всей видимости, без других трюков фокусников тут не обходится. По крайней мере, одна актриса честно призналась в том, что ее слезы на экране — это заслуга не собственных актерских способностей, а результат использования карандаша для глаз. Анна Фэрис, которую прославила роль Синди Кэмпбелл в серии фильмов «Очень страшное кино», рассказала телеведущему Джеймсу Кордену, что она не из тех людей, которые могут легко расплакаться в реальной жизни — вдвойне труднее ей сделать это перед камерой: «На самом деле, это немного странно. Все потому что мама меня так воспитывала. Если я когда-либо начинала плакать, она осаждала меня фразой: „О чем тебе сожалеть?“».
Так что, вместо того чтобы пытаться выдавить из себя слезы усилием воли или воспоминаниями, Фэрис полагается на специальное средство, называемое «стиком для слез». В эфире передачи она наглядно показала, как именно работает это устройство. Ведущий, а также еще один гость шоу — актер Джошуа Джексон согласились, чтобы Анна с помощью стика распылила им в глаза мельчайшие частицы ментолового кристалла. Их реакция была красноречива — мужчины сразу начали тереть свои глаза, а Джеймс Корден даже описал свои ощущения так: «Как будто кто-то ударил меня в лицо». После того, как актриса проделала этот трюк с коллегами, она использовала «волшебное» средство и для своих глаз. В результате через минуту оба гостя и ведущий развлекательной передачи сидели на диванчиках, заливались слезами и продолжали шутить. Джексон также поделился своим актерским «лайфхаком», который наиболее выразительно демонстрирует слезы на экране. «Поверни голову на ¾ и посмотри немного вверх», — посоветовал он ведущему.
Проводить аналогии с похожими жизненными ситуациями также эффективно
Некоторым актерам вовсе не нужно залезать в глубины своей памяти, искусственно воздействовать на системы своего организма или хитрить, используя «стики для слез». Они пользуются методом сопереживания, который близок актерской природе. Даниэль Калуя, получивший признание после выхода фильма «Прочь!» и подтвердивший свой талант ролями в «Черном зеркале» и «Агенте Джонни Инглиш: Перезагрузка», — один из таких артистов. Работая над главной ролью в американском детективно-сатирическом фильме ужасов режиссера Джордана Пила, ему довелось применить свою технику вызывания слез. Актер признался, что во время съемок той сцены, где его персонаж обездвижен и из его глаз катятся огромные слезы, он постарался представить, каково быть в аналогичной ситуации в реальной жизни.
В интервью для проекта «Variety» он подробно рассказал о том, как готовился к этой сцене. Кроме того, что он отказался от привычного времяпрепровождения для актеров кино — разговоров с коллегами и съемочной группой на площадке — он также много думал о параллелях между ситуацией, в которую попал его герой, и подобными сценариями в реальной жизни. «Это сопереживание кому-то, кто проходит через многое и вынужден подавлять чувство вины от действительно ужасной ситуации и свой стыд. А также нежелание с этим мириться. Он парализован, парализован эмоционально. И я находил аналогии таких обстоятельств во всех сферах жизни», — рассказал актер. Сравнивая положение своего персонажа с ситуацией, в которой находятся женщины, которые подвергаются насилию на работе, но молчат из-за боязни высказаться и быть уволенными, Даниэль добавил: «Во многих подобных жизненных сценариях я обнаружил эмоции, которые при выпуске их наружу не поддаются контролю». Так и родилась сцена со слезами из фильма «Прочь», которую зрители вряд ли забудут.
Еще лучше (для роли), когда актер может провести параллель со своей жизнью
Сопереживание — это, конечно, замечательное свойство. Но иногда артист может воспользоваться собственным жизненным опытом, чтобы заплакать на съемочной площадке (что, без сомнения, поможет лучше прочувствовать сцену и вызвать более натуралистичные слезы). Звезда фильмов о Гарри Поттере, Дэниел Рэдклифф, снялся в биографической драме «Убей своих любимых» в роли поэта Аллена Гинзберга. Съемки в кинокартине потребовали от него немало выплаканных слез, что стало не самым простым испытанием в его жизни.
«До того, как вы приобретете навык — плакать „по сигналу“, которым обладают некоторые люди, чем больше вы заставляете себя сделать это, тем более неловким и кошмарным это становится… Как я обнаружил», — признался актер британской газете Vancouver Sun. В результате Дэниел бросил тщетные попытки искусственно имитировать эти чувства и обратился к полезному совету, которым с ним поделился его экранный крестный отец Гэри Олдмен: «Не бойся использовать личное, потому что они все равно подумают, что это происходит с твоим персонажем». Рэдклифф не стал рассказывать, какие именно собственные переживания он использовал для этой роли, но сообщил, что такой прием очень ему помог. «Три неконтролируемые, душераздирающие сцены после… Там были самые настоящие слезы. Когда это впервые происходит с тобой на съемочной площадке, полной людей… Даже если ты делаешь все от лица своего персонажа, в данный момент это все равно только ты», — пояснил он.
Даже самым популярным актерам Голливуда бывает нелегко
Если артисты еще не успели наработать и отточить мастерство искусственных слез на экране, иногда им приходится начинать сниматься и просто надеяться, что в нужный момент они смогут заплакать. Оскароносная молодая актриса Дженнифер Лоуренс убедилась в этом на собственном опыте. Например, она рассказала, что когда ей необходимо было заплакать на съемках «Голодных игр» (в сцене, где на ее руках умирает девочка Ру), то настоящие слезы родились после того, как она сымитировала внешнее сходство с человеком, который находится в трауре. То есть, приняла соответствующую позу и начала выполнять телесные движения, характерные для плачущего.
«Определенно я могу начать [плакать] и слезы иногда льются, — поделилась она с MTV News. — В моей жизни нет ничего, что могло бы заставить меня мгновенно зарыдать. В большинстве случаев это некий стандарт — держи свои глаза открытыми и терпи». Позже актриса уточнила, что ей нужно расширить глаза «на долгое время», чтобы метод сработал. Учитывая тот факт, что Лоуренс ежегодно номинируется на самые престижные кинонаграды, сомнений в ее способностях — в том числе, способности плакать «на заказ» — у нас нет.
Некоторым актерам требуется небольшой «пинок» от партнеров по площадке
Уилл Смит уже является настолько опытной кинозвездой, что можно предположить, что ему по плечу любая сцена. Однако, когда он был еще начинающим актером, ему, как и остальным его коллегам, приходилось учиться выражать свои эмоции на камеру. Его роль в сериале 90-х «Принц из Беверли-Хиллз» стала для Смита настоящим пособием по актерской игре — с каждым новым эпизодом он становился все более убедительным и проявлял новые грани своих способностей. А 24 серия четвертого сезона и вовсе потребовала от артиста глубокого самоанализа.
В этом эпизоде есть момент, когда отец персонажа Смита вновь появляется в его жизни и дает ему надежду на то, что он останется с ним. И все же, как мы узнаем потом, он опять внезапно исчезает, как и в его детстве. В конце серии герой Уилла произносит душераздирающий монолог, в котором воедино соединяются презрение, решимость и сильная эмоциональная боль. Подросток говорит о том, что раз отца не было так долго — он не был свидетелем важных побед в его жизни, не поздравлял его с днем рождения, не интересовался его успехами — то и дальше юноша справится без него: станет хорошим человеком, заведет семью и добьется новых побед. И, возможно, если бы молодой актер не был таким убедительным в этой сцене, если бы на его глазах не показались настоящие слезы, то момент мог бы показаться нелепым (как-никак сериал был комедийный). Но Смит отлично справился со своей актерской задачей, и это вполне можно считать одним из самых ярких моментов в начале его карьеры.
Сам Уилл Смит позже рассказывал, что ему очень помог на съемках его экранный дядя, которого сыграл Джеймс Эйври. Он также участвовал в той сцене. Смит вспоминал: «Джеймс Эйври неустанно делал так, чтобы я совершенствовался. Он никогда не давал мне поблажек. Все, что я говорил, все, что я делал, — Джейс Эйври считал недостаточно хорошим. Он говорил: „У тебя есть своя позиция, посмотри, где ты находишься, посмотри, как ты одарен“. И еще что-то вроде: „Извини, но я не приму от тебя ничего, кроме абсолютного совершенства“». Именно такой «пинок» старшего коллеги, по заверению самого Смита, и помог ему так качественно отыграть сильные эмоции.
Другим же необходим большой «пинок»
В отличие от самих актеров, которые иногда прибегают к забавным способам, чтобы заплакать для определенной сцены, некоторые голливудские режиссеры — сторонники других, жестких методов. В истории кинематографа достаточно примеров, когда режиссеры использовали грубые и вовсе не гуманные подходы, чтобы вызвать эмоциональный отклик у своих артистов. Например, Альфред Хичкок намеренно запугивал Типпи Хедрен на съемочной площадке «Птиц», чтобы запечатлеть на камеру ее настоящий ужас. Такими методами известен и Стэнли Кубрик, который довел Шелли Дюваль до того, что от стресса у нее начали выпадать волосы во время работы над кинолентой «Сияние». Он обращался с ней крайне резко, что привело к тому, что эмоциональное состояние актрисы практически совпало с состоянием ее героини. Знаменитый Фрэнсис Форд Коппола, создатель серии фильмов о «Крестном отце» тоже не сильно заботился о последствиях методов своей работы и психологическом комфорте актеров. Во время съемок «Дракулы» он так резко и грубо обращался с Вайноной Райдер, что она зарыдала — именно эти настоящие слезы и нужны были режиссеру для сильной сцены.
Были и другие случаи, когда коллеги по съемочной площадке доводили актеров до слез, вне зависимости от того, нравилось ли это объектам их издевательств или нет. Это прочувствовал на себе Джеки Купер – один из самых знаменитых американских актеров старого кино. Начинающему актеру было всего 9, когда его пригласили на главную роль в фильме «Скиппи» (роль, которая в итоге принесла ему номинацию на «Оскар»). Интересно, как бы отреагировали современные защитники прав детей, если бы узнали, что режиссер картины Норман Торог угрожал убить собаку девятилетнего мальчика, чтобы вызвать у него слезы? И, кстати, по иронии судьбы из трех номинаций фильма на «Оскар», реализовалась только одна – за лучшую режиссуру. Впрочем, возможно эта премия была вполне заслужена, так как картина получилась хорошей. А методы работы режиссера – это уже отдельный вопрос.
Для кого-то это всего лишь часть профессии
Это правда — существуют актеры, которым нет необходимости обращаться к каким-то уловкам, методикам и техническим хитростям, чтобы показать свою эмоциональную вовлеченность на съемках. Мерил Стрип, которая заслуженно считается одной из талантливейших актрис нашего времени, — одна из них. В беседе со студентами Техасского университета она рассказала, что относится к необходимости заплакать в нужный момент как к любой другой части своей работы — это только задача для решения.
«Самое трудное — это сделать что-то, когда тебе не хочется этого делать, — поделилась она. — Ты думаешь о том, что происходит в настоящей жизни. А потом тебе нужно притвориться веселым, когда ты совсем не чувствуешь радости. Тебе нужно плакать в самый лучший день твоей жизни. Странно и сложно изображать то, что далеко от реальности. Но нам нужны актеры. Они помогают нам осознать наши собственные эмоции. Они утешают нас. Благодаря им мы понимаем, что мы не одиноки». Другими словами, каждый раз, когда Мерил Стрип нужно пустить слезу на съемочной площадке, она вспоминает о том, как важно то, что она делает. Вероятно, эти убеждения во многом способствовали тому, чтобы она стала высококлассным профессионалом своего дела. На ее счету уже почти 90 киноработ, 21 номинация на «Оскар» — три из которых принести ей золотые статуэтки. Это ли не доказательство того, что ее подход — лучшее «средство» для успеха актера?