К тому же она немало сочиняла о себе для саморекламы. Поэтому теперь даже солидные энциклопедии сообщают о ней противоречивые факты. Впрочем, есть более или менее достоверная канва, по которой можно проследить невероятные странствия этой женщины и весь ее жизненный путь.
Что нам известно абсолютно точно — так это то, что Лола была красавицей. С многочисленных полотен, литографий и дагерротипов на нас смотрит изящная брюнетка с прелестным личиком. Но в жизни она не была такой милой, как на портретах: имела бешеный нрав, могла полезть в драку и пойти на что угодно, чтобы добиться своего.
Как Мария Долорес превратилась в Лолу
Мария Долорес Элизабет Розанна Гилберт родилась в 1821 году. Отец ее был офицером родом из Шотландии, а мать — ирландкой. Девочке пришлось попутешествовать: сначала семья отправилась по месту службы отца — в Индию, после его скорой смерти и нового замужества матери Мария Долорес воспитывалась в Шотландии, в доме отца ее отчима.
С ранних лет она слыла странной и своенравной, а когда подросла, стала очень вспыльчивой. Ее отдали в школу-интернат, затем перевели в пансион, откуда шестнадцатилетняя Мария Долорес сбежала, вышла замуж за офицера Томаса Джеймса и уехала с ним в Индию. Казалось, круг замкнулся, и Мария Долорес повторяет судьбу матери, но юная красавица сломала всю традиционную геометрию жизни и начала выстраивать судьбу по-своему. Она завела роман и ушла от мужа, а затем обучилась испанским танцам и языку, назвалась Лолой Монтес и вернулась в Англию как испанская танцовщица.
Легенда продержалась недолго — публика почти сразу узнала в ней соотечественницу, и Лола уехала на материк. Там дело пошло гораздо успешнее. «Испанка» дебютировала на парижской сцене и проехалась по другим европейским столицам. Нельзя сказать, что она покорила Европу — она ее эпатировала. Танцевала Лола не особо искусно, зато была невероятно хороша и любила оголить плечо или ножки во время выступления.
Красавица колесила по Европе, но нигде не могла задержаться надолго, отовсюду ее изгоняли — за конфликты с полицией, за непристойные танцы, за брошенную в зал подвязку… Лола устраивала скандалы по любому поводу. Она курила и разгуливала по улицам в мужском костюме, с папиросой в длинном мундштуке или крепкой сигарой. Она не расставалась с хлыстом и пускала его в ход, если кто-то осмеливался ей перечить. И конечно, Лола Монтес заводила романы.
Ей приписывают недолгие любовные отношения с самим Ференцем Листом, она была знакома с Александром Дюма, и благодаря таким связям вошла в круг парижской богемы. Ее любовником стал критик и владелец газеты La Presse Александр Дюжарье, но и этот роман был коротким: журналист Жан-Батист Розмон де Боваллон застрелил Дюжарье на дуэли. По одной версии, поединок состоялся из-за того, что де Боваллон нелестно отозвался о Лоле, а по другой — она не имела к дуэли никакого отношения, но потом, на судебном разбирательстве, де Боваллон пытался свалить вину на нее.
Но даже этот громкий парижский скандал меркнет по сравнению с тем, что затем произошло с Лолой в Баварии.
Как Лола Монтес стала графиней
В Мюнхене, во дворце Нимфенбург (резиденции баварских королей) в одном из залов разместилась Галерея красавиц. С 1827 по 1850 год король Людвиг I заказал придворному художнику Йозефу Карлу Штилеру, автору канонического портрета Бетховена, портреты 36 молодых женщин и девушек, чья внешность, по мнению монарха, была безупречной. Среди избранных были не только аристократки, но и простые горожанки, например, дочь мясника и приказчица из лавки.
С первого взгляда ясно, каких женщин Людвиг Баварский считал красивыми. В основном это брюнетки с утонченными чертами лица, непременно — белокожие, с длинной шеей. Роскошные открытые платья дам на портретах дают возможность оценить их лебединые шейки и прелестные плечи. Рядом с ними Лола Монтес в глухом черном платье кажется сдержанной и строгой. Но это только кажется.
Приехав в Мюнхен, Лола Монтес собиралась танцевать в местном театре, но получила у дирекции отказ. Тогда Лола решила попасть на аудиенцию к королю, который имел славу покровителя искусств.
В биографической литературе их встречу описывают по-разному. Одни авторы утверждают, что Людвиг принял ее, а во время беседы поинтересовался, носит ли Лола корсет или обладает такими дивными формами от природы, и тогда визитерша без раздумий вспорола свое платье ножом для бумаг. По другой версии (и она кажется более правдоподобной) в аудиенции ей было отказано, охрана пыталась выставить Лолу из дворца, но она сопротивлялась, при этом на ней порвалось платье — и Людвиг Баварский стал свидетелем этой сцены. Также есть мнение, что все это — красивые выдумки, а на самом деле путь танцовщицы к королю пролегал через постель его адъютанта.
Так или иначе, Людвиг I разрешил Лоле Монтес выступить в придворном театре. Прошло совсем немного времени — и 25-летняя танцовщица стала фавориткой 60-летнего короля. Он виделся с Лолой едва ли не ежедневно, определил возлюбленной солидное годовое содержание, вписал ее в свое завещание, и, кроме того, пожаловал ей титул. Лола Монтес стала графиней фон Ландсфельд.
Однако, получив дворянский титул, Лола не обрела аристократических манер. Она вела себя по-прежнему, давала пощечины любому, кто ей возражал, заводила романы, а главное — демонстрировала неограниченную власть над королем. Все министры баварского правительства выступили против дарования ей титула и гражданства — и король отправил их в отставку в полном составе. В скандалы вокруг новоявленной графини оказались втянуты студенты — и король приказал на целый семестр закрыть Мюнхенский университет.
Надо сказать, что в Баварии и до появления Лолы Монтес тлели политические и религиозные конфликты. Кроме того, в начале 1848 года всю Германию захлестнула волна восстаний, но в Мюнхене из-за Лолы ситуация была уже накалена до предела. Начались беспорядки, и Людвиг Баварский отрекся от престола, а «графиня» была вынуждена бежать, спасаясь от разъяренной толпы. Покидая Мюнхен, она швырнула на землю недокуренную сигару. Этот окурок по сей день является экспонатом Мюнхенского городского музея.
Как танцовщица стала писательницей
После истории в Баварии Лола направилась в Англию, где вновь вышла замуж, и вновь — за офицера. Правда, вскоре супругам пришлось бежать из страны, потому что Лоле грозила тюрьма за двоемужество, ведь ее предыдущий брак с Томасом Джеймсом так и не был расторгнут. С новым мужем Лола тоже довольно быстро рассталась, еще немного попутешествовала по Старому свету и — отправилась в Новый.
В Америке Лола Монтес не только не скрывала своего скандального прошлого, но наоборот — эксплуатировала его, организовав на Бродвее шоу «Лола в Баварии». С этим шоу она затем проехалась по Америке и выступала не без успеха, вышла замуж и поселилась в Калифорнии, но и это место не стало надолго ее домом.
В 1855 году Лола вновь отправилась в далекое странствие, на этот раз — в Австралию. Там она выступала все с тем же шоу о баварской истории, а еще исполняла «Танец паука». Его сюжет был прост: танцовщица в панике пытается избавиться от воображаемого паука, который якобы забрался ей под платье. Понятно, что при этом публика могла увидеть, что у Лолы под платьем, а иногда и убедиться в отсутствии нижнего белья. В театрах Мельбурна и Аделаиды, Виктории и Балларета ее зрителями были в основном золотоискатели, и Лола призывала их со сцены бросать к ее ногам самородки, а за кулисами дежурил импресарио с заряженным пистолетом в руках.
Конечно, о Лоле Монтес писали в газетах. Некоторые отзывались о ней с восторгом, другие негодовали по поводу танцев, которые не годятся для публичного представления, и сообщали о происшествиях. То под горячую руку Монтес попался полицейский, пытавшийся вручить ей ордер, то сам редактор Ballarat Times. На страницах своей газеты Генри Сикэмп раскритиковал Лолу Монтес с ее дурной славой и сомнительным искусством, и Лола публично отхлестала его по щекам. Позже она еще и подала на него иск о клевете, однако сама же не явилась в суд.
Но все это — череда браков и мимолетных связей, скандалов и судебных разбирательств — оборвалось в 1857 году, когда Лола Монтес вернулась в Америку и поселилась в Нью-Йорке. В это время в ее жизни появился публицист Чарльз Чонси Берр, к имени которого часто добавляют слово «преподобный» (а вот был ли он священником на самом деле, неясно).
С этого момента Лола вдруг стала писательницей и, выражаясь современным языком, коучем. Теперь она выступала не с фривольными танцами, а с публичными лекциями, на которых рассуждала о правах и роли женщины в обществе. К примеру, заявляла, что «мужчин можно развлекать, не уважая их», а «женщина должна иметь достижения ума и сердца, а без этого не может быть настоящей красоты». Кроме того, предвосхищая тренинги нашего времени, она учила слушательниц ухаживать за собой.
В 1858 году вышли в свет книги Лолы Монтес «Анекдоты о любви» и «Искусство красоты, или Секреты женского туалета с советами джентльменам об искусстве очарования». Также отдельной книгой вышли лекции Лолы Монтес. В последней книге Чарльз Чонси Берр числился соавтором.
Считается, что под воздействием этого человека Лола в конце своей недолгой жизни стала истинной христианкой. Но — кто знает? — возможно, это был лишь рекламный ход, и «преподобный» сочинил для нее новый образ, так как прежний — «испанская танцовщица» — уже не приносил доход.
Через пару лет, в январе 1861 года, Лола Монтес умерла от воспаления легких, не дожив месяц до сорокалетия.
Образ роковой красавицы Лолы Монтес не раз был запечатлен в литературе и кино. Самым известным стал одноименный фильм немецкого режиссера Макса Офюльса.
На тот момент (1955 г.) это была самая дорогая европейская кинокартина, но невзирая на огромный бюджет, она провалилась в прокате из-за неудачного сценария и кастинга. Интересно, что костюмы для «Лолы Монтес» создал Юрий Анненков.
Полтора столетия Лола Монтес в глазах всего мира была разрушительницей моральных устоев и корыстолюбивой интриганкой, но сегодня некоторые исследователи смотрят на нее совсем иначе. Так, например, куратор онлайн-выставки «Вдали от пути добродетели: женщины на задворках морали в довоенной Америке» (2009) Мадлен Крайдер Карлсон считает, что Лола Монтес была сильной личностью, которая подтолкнула Людвига Баварского к некоторым демократическим изменениям в стране; что частые негативные отзывы о Монтес в прессе зачастую граничили с клеветой и были расплатой за ее своеволие и независимость. И вообще — она просто не вписывалась в рамки XIX века, когда женщина могла быть только кроткой и покорной.
Так что, возможно, настало время новых книг и фильмов о красавице Лоле Монтес.