Неправильные увлечения
Будущая мать криминалистики, первая американка в звании капитана полиции, Фрэнсис родилась в семье, далёкой от мира преступлений и расследований — в семействе фабриканта Джона Глесснера в Чикаго. В 1878 году с США никто не задавался, глядя на младенца, вопросом, кем он однажды станет — если младенец был девочкой. Вот и будущее Фрэнсис казалось определённым: получить хорошее для дамы образование и воспитание, немного поблистать в кругу юношей и девушек и выйти замуж за достойного, хорошо зарабатывающего мужчину.
Как вы понимаете, что-то пошло не так. Сначала Фрэнсис и её брату наняли лучших учителей и покупали самые модные детские платьица. Потом Фрэнсис выросла из платьиц, а её брат — из коротких штанишек, но брату позволили поступить в Гарвард, а Фрэнсис на желание учиться в колледже ответили суровым отказом — хотя такая возможность для девушек уже существовала. Фрэнсис пришлось сообщаться с миром студентов через брата. Так она познакомилась с Джорджем Магратом, которые также, как и юный мистер Глесснер, учился на врача.
Маграту нравилось беседовать с девушкой — прежде всего, потому что она — девушка, и Фрэнсис напропалую этим пользовалась, вытягивая из студента длинные и обстоятельные рассказы о том, как расследуют обстоятельства смерти с помощью медицинской экспертизы.
Когда родители поняли, что происходит, они перепугались и постарались как можно скорее выдать двадцатилетнюю Фрэнсис замуж. Мистер Ли, её муж, был неким компромиссом между миром приличных людей, который нравился старшим Глесснерам, и миром преступлений, который манил Фрэнсис: он был адвокатом. Впрочем, убийствами он не занимался, да и семейная жизнь как-то не заладилась. С каждым ребёнком (а их было три: два мальчика и девочка) отношения супругов становились всё прохладнее. Тем временем мир изменился, и разводы стали более обычным делом. В тридцать шесть лет Фрэнсис воспользовалась этим и, так сказать, вышла на свободу.
Кукольные домики
Фрэнсис с головой окунулась в своё странноватое хобби. Она следила за всеми громкими преступлениями (особенно убийствами), изучала полицейские сводки, посещала места кровавых расправ, заводила знакомства среди экспертов, чтобы было с кем поговорить об убийцах, жертвах и расследованиях. Очень быстро она обнаружила, что реальные детективы далеки от книжных героев в плане наблюдательности: они не замечают улик и обстоятельств, которые кидаются в глаза даже ей, любительнице, часто затаптывают следы, упускают важные подсказки.
В пятьдесят два года Фрэнсис внезапно разбогатела: у неё умерли родители, потом брат, и она стала наследницей головокружительного состояния. Как можно догадаться, деньги немедленно были вложены в увлечение всей жизни.
Миссис Ли буквально подкупила Гарвард, передав ему деньги на открытие программы судебной медицины (первой в стране!), и начала вести в этой программе собственный курс. 1930 год: женщинами-лекторами уже сильно не удивишь, но миссис Ли умудрилась. Помимо собственно лекций, она демонстрировала в аудитории кукольные домики. И не просто домики: в них с пугающей дотошностью воссоздавались детали обстановки с места убийства, вплоть до кровавых пятен.
Случайному наблюдателю миссис Ли казалась сумасшедшей, но иного способа научить студентов нормально осматривать место преступления у неё не было. В ходе занятия каждый из студентов осматривал домик, делая для себя пометки, а потом писал длинное, обстоятельное эссе о том, какие именно детали с места преступления могут помочь его раскрыть. Очень быстро занятия миссис Ли, точнее, конкретные недельной длительности семинары с кукольными домиками, стали считаться лучшим курсом подготовки детективов.
Одним из поклонников метода Фрэнсис Ли был, например, Эрл Гарднер, популярный автор детективных историй и её друг. Оценили миссис Ли и профессионалы своего дела: в шестьдесят пять лет ей присвоили почётное звание капитана полиции, и она стала первой женщиной США в этом звании.
Миссис Ли успешно дожила до восьмидесяти четырёх лет, воспитав не одно поколение криминалистов. Восемнадцать из её тренировочных кукольных домиков используются при обучении криминалистов и в наше время. Мир любителей детективов почитает её до сих пор: так, например, в британском сериале про отца Брауна можно обнаружить Агату Лессер, криминалистку-любительницу, чей образ явно отсылает к Фрэнсис Ли. Считается, что Джессика Флетчер, героиня «Она написала убийство», тоже создана частично по подобию Ли.