Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera; родилась 6 июля 1907 г. — умерла 13 июля 1954 г.) — знаменитая мексиканская художница первой половины XX века, вошедшая в историю живописи благодаря автопортретам и картинам, выполненным в духе примитивизма. Большое влияние на творчество Фриды Кало оказали народное искусство Мексики и культура индейских племен. Биография Фриды — череда взлетов и сокрушительных падений — неотделима от ее произведений.
Фрида Кало всю жизнь словно соревновалась со смертью. Иногда ей удавалось вырваться вперед, иногда она безнадежно отставала. Огромная популярность во многом обусловлена драматической судьбой художницы, отраженной в талантливых, правдивых работах.
Биография Фриды Кало
Фрида Кало увидела свет 6 июля 1907-го в Мехико, в ярко-голубом доме под названием «La Casa Azul» (сейчас там находится музей ее памяти). Спустя много лет она заменит год своего рождения на 1910-й в честь Мексиканской революции 1910-1917 гг. Ее мать-мексиканка имела индейские корни.
В детстве малышка стала жертвой полиомиелита. Недуг иссушил правую ногу девочки и «наградил» хромотой, но при этом закалил характер. И не зря: настоящее несчастье поджидало впереди.
В 15 лет Фрида поступила в местную подготовительную школу для изучения медицины. Она пользовалась авторитетом среди учащихся, ей было свойственно независимое, даже эпатажное поведение. В этом учебном заведении девушка встретилась со своим будущим супругом, живописцем-монументалистом Диего Риверой (Diego de la Rivera), и приобрела верных друзей.
В сентябре 1925-го автобус с 18-летней Фридой попал в страшную аварию. Огромный железный прут насквозь проколол ее живот, повредив репродуктивные органы. Возможность иметь детей была навсегда потеряна. Многочисленные переломы всю жизнь отзывались ужасной болью в каждой клеточке тела. Врачи чудом вытащили ее с того света, целый год девушка была прикована к постели. Впоследствии ей придется перенести еще десятки операций.
В это непростое для Кало время Диего Ривера был рядом. Он первым разглядел ее подлинный талант к живописи и многому научил. В ноябре 1926-го отец Фриды принес кисти, краски и сконструировал подрамник, на котором можно было рисовать лежа. Над кроватью поместили зеркало. Пробой пера стал «Автопортрет в бархатном платье».
Все картины «больничного периода» написаны мелкими мазками, и можно только предполагать, каких усилий они стоили Фриде. Ужас, отчаяние, страх девушка выплескивала на холст. Ранние работы отличаются удивительной непосредственностью восприятия: они жесткие, жгучие — это боль в чистом виде.
В 1928 году Фрида Кало стала членом Мексиканской коммунистической партии, а в 1929-м вышла замуж. Ривере было 43, ей — 22. Отношения были бурными, страстными, мучительными. Обоюдные измены играли роль своеобразного топлива для творчества, но связь Риверы с младшей сестрой Кало стала последней каплей. Союз, продержавшийся целое десятилетие, дал трещину. Впоследствии художница назовет супруга «второй аварией» в своей жизни.
Она хотела иметь от Диего ребенка, но беременности заканчивались трагически. Темы нереализованного материнства, измен, физических страданий, одиночества и потерь красной нитью проходят через творчество Фриды.
В 1938 году ее выставка в Нью-Йорке произвела фурор. Критиков потрясли самобытные, эмоциональные работы «миссис Риверы». В 1939-м она посетила Париж. Во французскую столицу ее пригласил Андре Бретон (André Breton), восхищенный картиной «Что мне дала вода», которую счел написанной в стиле сюрреализма.
Вдали от родины Фрида чувствовала себя неуютно и рвалась назад, в Голубой дом. Вынужденное пребывание за границей обострило патриотизм. Свое презрение к Америке она выразила художественными методами: картины «Тут висит мое платье» и «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами» — протест против капитализма и попрания главных человеческих ценностей. Художница увлеклась коллекционированием предметов мексиканского прикладного искусства и стала наряжаться в национальные костюмы.
В 1940-е годы усиливаются проблемы со здоровьем. Большинство работ этого периода создано под воздействием наркотических обезболивающих препаратов, в состоянии измененного сознания.
В 1953-м прошла первая выставка Фриды Кало на родине, в Мексике. Художница уже практически не вставала, поэтому ее внесли на церемонию открытия на носилках.
Перед самой кончиной, наступившей 13 июля 1954-го, Фрида Кало в дневниковых записях выразила надежду на «удачный уход».
Самые известные картины Фриды Кало
Работы известной мексиканской художницы — это отражение чувств, которые не могла описать словами. Она открывает зрителю свое измученное, беззащитное сердце, делится душевными терзаниями. В числе лучших картин Фриды Кало:
- «Больница Генри Форда» (1932) — скорбь от потери не родившегося ребенка.
- «Всего несколько царапин!» (1935) — сюжет навеян газетной статьей об убийстве женщины ее любовником. Оправдываясь в суде, преступник называл смертельные ранения своей жертвы «царапинами». Рама картины запятнана «кровью».
- «Моя кормилица и я» (1937) — фигура, напоминающая идол, символизирует родину, которая кормит и защищает свое дитя — Фриду.
- «Сломанная колонна» (1944) — метафора стойкости под ударами судьбы.
- «Без надежды» (1945) — испанская поговорка «кормить из воронки» близка русскому выражению «вешать лапшу на уши». Пугающее произведение уставшей от лжи и обмана Диего Фриды.
- «Viva la vida» (1954) — яркий, жизнеутверждающий натюрморт, дерзкий вызов смерти.