С самого начала
С древности считалось, что девушка может стать женой в 13 лет. Такие правила сохранялись в России до 1830-го. В этом году приняли официальный указ, повысивший минимальный возраст до 16 лет.
В реальности в крестьянском сообществе ранние браки сохранялись достаточно долго, зато уже во второй половине восемнадцатого столетия редко можно было встретить среди дворянских кругов невесту младше шестнадцати. Девушку-дворянку вывозили на балы, показывали в обществе. С этого возраста она становилась объектом ухаживаний и потенциальных супружеских отношений.
Во второй половине 19-го столетия в качестве невест стали рассматривать лишь 18-летних.
О чем рассказывают книги?
Из литературных произведений можно узнать, как жили люди в разные времена. Например, Татьяна Ларина появилась в столице, будучи 17-летней. Правда, к этому моменту она уже дважды была объектом интереса соседей, что означает, что в провинции рассматривали в качестве невест и 16-летних. Ольга Ларина стала женой в 16 лет. Наташа Ростова впервые оказалась на балу в 16, вскоре получила предложение. За год или два до этого поступало другое, отклоненное матерью в силу юного возраста невесты. Кити Щербацкая стала женой в 18 лет; помолвка пришлась на первый ее год в обществе. В «Отцах и детях» Кате 20 лет, и автор не раз акцентирует внимание на том, как она молода.
Как не стать старой девой?
Мы привыкли думать, что браки раньше заключались в раннем возрасте. Если кто-то не успел найти жениха, то вскоре превращался в старую деву – объект насмешек и сплетен. Бытуют стереотипы, будто бы в 19-м столетии старой девой становилась 20-летняя незамужняя девушка. Классическая русская литература доказывает, что это ошибочное суждение. Например, в 24 года Вера Ростова становится женой, и к этому моменту ее родственники лишь слегка обеспокоены отсутствием предложений. Карагина выходит замуж в 27. Незадолго до брака о ней говорят как о возможной, потенциальной старой деве в скором будущем. Одинцова становится супругой в 28 – к этому моменту она все еще привлекает множество поклонников.
Как все происходило?
В 18-19 столетиях молодые девушки имели намного меньше возможностей найти себе идеальную пару – не сравнить с нашими днями. Ни свиданий, ни театров, ни длительных прогулок в парке с потенциальными объектами внимания у них не было. Зачастую даже разговоры осуждались. Впрочем, и ухаживания имели место, и влюбленность, а запреты на то и существуют, чтобы их нарушать.
То, что в нашем мире считается свиданием, в России тех столетий просто отсутствовало; девушки обычно становились женами по уговору родственников. Иногда им доводилось несколько раз увидеть супруга еще до свадьбы. Браки заключали родители, в некоторых случаях – власти предержащие: монарх мог потребовать, чтобы его фаворит женился на той или иной даме. Нравились они друг другу или нет? Это не играло роли.
Хороша ли система?
Свидания позволяют оценить надежность партнера. Люди понимают, насколько они смогут ужиться. В 18-19 столетиях это было бы особенно важным, ведь разводы осуждались церковью. Что же делать? Девушки слушали отзывы о потенциальном спутнике, пытались незаметно посмотреть на него при выходе в общество. Девушка на выданье сама была объектом внимания, при этом личные особенности и достижения не играли роли.
Смотр девушек организовывали на балах и ярмарках. Были простые ярмарки в столице – сюда съезжались незамужние со всей страны, здесь же искали супруга московские девушки. Балы организовывали, чтобы найти супруга знатным дамам, иностранкам. Строгий этикет определял, каково возможное знакомство: девушка имела при себе книжку, в которую вносила имена партнеров для танца. Считалось важным то, как много танцев и с кем именно было станцовано. Нельзя было дважды принимать приглашение одного мужчины. Подобное поведение считали неприличным; после такого любой честный мужчина обязан был пригласить партнершу стать женой.
Ярмарки и сословия
Проводимые в прошлом ярмарки невест были важным событием семейного масштаба. Если удавалось заключить выгодный союз, в прибыли оказывались, в первую очередь, родители. Если девушку приглашали потанцевать, старшие отслеживали каждое движение пары, дабы мужские поступки не скомпрометировали юную особу. При желании мужчина мог за одну ночь побывать на нескольких балах, чтобы найти ту самую.
Определенные преимущества обуславливала принадлежность к конкретному сословию. Девушки-дворянки не могли отказать партнеру, поэтому танцевали без конца. Купчихи могли себе это позволить. Мамы таких девушек на балах всегда были с перекусами. В основном они гуляли по залу в поисках удачной партии для дочери. Заниматься поиском невесты из купеческого сословия можно было на летних гуляниях, проводимых строго по графику. Так, в Петербурге мероприятие организовывали в Летнем саду в первый день недели после Троицы. Обычай сохранился до начала 20-го столетия.
Внешний вид – это важно
В 18-19-м столетиях одежда определяла принадлежность к конкретному соцслою, поэтому внешний вид на ярмарке невест был исключительно значимым для девушки. Одевали ее так, чтобы окружающие посчитали особу красивой и достойной, обладающей безупречными манерами. Наряд демонстрировал обеспеченность семьи, показывал, что юная особа воспитана хорошо и обладает всеми важными навыками. Неуместная одежда была большой проблемой, а модниц считали транжирами. Не вписываясь в рамки принятого, дама выпадала из общества. Наряд показывал и обеспеченность, и вкус девушки. На балах приоткрывали спину, плечи, грудь. Предпочитали платья светлых оттенков. Барышням полагались небесно-голубые, белые, розоватые платья, а женщинам постарше – лиловые, синие и изумрудные. Девушек украшали легкими эстетичными деталями, акцентируя внимания на юности. Не было моды на макияж.
Отношения: как познакомиться?
Возможность показываться в свете определялась принадлежностью к некоторому сословию. Оно же регламентировало поведение. Дочки купчих показывали себя на гуляньях, праздниках. Их красота – изобилие. В те времена было собрание, позволявшее продемонстрировать обеспеченность семьи.
Можно было познакомиться с молодым человеком в церкви. Храм – место, куда приходили разные люди, при этом оно не считалось территорией поиска невесты, но присматриваться к публике не возбранялось.
А вот по улице гулять одной было нельзя - только в сопровождении мужчины. Заговорить с девушкой на улице и вовсе считалось верхом неприличия. Девушка, однако, могла попросить помощи у прохожего – это было одним из вариантов знакомства.
Лично двое могли общаться письмами. Фактически теплая переписка была едва ли не единственным разрешенным этикетом форматом. На мероприятиях молодые люди могли гулять большой компанией, общаясь так, чтобы не испортить репутацию девушек в группе.
А как же флиртовать?
Чувства были под запретом, но ведь табу можно нарушить! Для этого применяли аксессуары; самым популярным оказался веер. Резко открыв и быстро закрыв изделие, женщина давала понять мужчине, что не желает его видеть. Обмахиваясь левой рукой, она запрещала флирт. Поднеся предмет к губам, демонстрировала свое недоверие. Существовали пособия по заигрыванию, в них изъяснялись тайны веера.
Не менее важным аксессуаром были украшения с камнями. Традиционно их дарили в честь помолвки. Пользовались любовью публики небольшие украшения с имитацией глаз любимого. Преподнести подобный подарок означало проявить оригинальность. При расторжении помолвки невеста просила вернуть все письма и украшения, подаренные неудачливому избраннику.
О замужестве
Проблемой ритуала замужества был общественный конфликт. Традиции соперничали с европейскими обрядами, европеизм в России отличался от оригинальных ритуалов. Обычно пару знакомили весной, осенью заключали брак. Ритуалы сватовства постоянно менялись. Обычно с женихом беседовали родители. Если старшие давали согласие, звали девушку и спрашивали ее мнения. Ранее объясняться с девушкой заранее было верхом неприличия, но уже в конце 18-го столетия это стало нормой.
Частный приезд мужчины в дом, где жила молодая незамужняя особа, портил репутацию и отпугивал других потенциальных женихов. Если молодой человек переставал посещать дом, девушка становилась объектом пересудов.
Сватовство допускалось без согласия потенциальной невесты – ее обязывали слушаться родителей. Если все стороны соглашались на предложение, начиналась подготовка. Жениху полагался отдельный праздник прощания. После этого играли свадьбу.