Гелий Коржев: соцреалист, представитель «сурового стиля», изображавший сложные людские судьбы
712
просмотров
Гелий Михайлович Коржев (Geliy Mikhailovich Korzhev; родился 7 июля 1925 года — умер 27 августа 2012 года) — самобытный русский художник XX-XXI веков, биография которого является образцом истинного служения гуманистическим идеалам. Творчество гениального Гелия Коржева обращено к суровым гражданским темам. Картины мастера — это судьба послевоенного поколения, рассказ о мужестве и верности долгу.
Гелий Коржев. Картина «Автопортрет», 1980

Биография Гелия Коржева

Гелий Михайлович Коржев — сын известного панорамного архитектора и преподавательницы русского языка, — родился 7 июля 1925 года в Москве. Родители с юных лет приобщали мальчика к искусству. Глубокие контакты с близкими людьми создавали у него жизненное равновесие, ощущение уверенности и надежности. Окончив среднюю художественную школу, юноша поступил в институт им. В. И. Сурикова.

Гелий Коржев. Картина «Воскресенское», 1943

Коржев стал известен широкой публике в конце 50–60-х годов прошлого столетия благодаря триптиху «Коммунисты» и серии произведений «Опаленные огнем войны». Постепенно военная тема приобрела черты философского познания мира, постоянного обращения к опыту исторического прошлого и современности. Центральное место на картинах всегда занимал человек, его тяжкие будни и горести. Выбор героя, его масштабное укрупнение, драматичность, в которой он представлялся зрителю, — во всем этом проявлялось авторское видение проблемы.

Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты: Поднимающий знамя», 1960

С 1951 года Гелий Коржев вел преподавательскую деятельность, а с 1967 года был назначен заведующим кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище. Художник совершил несколько основополагающих открытий в композиционной организации современной живописи и цветоведении. В своих работах он использовал многослойную технику, лессировку. Если посмотреть пристально на картины мастера, то можно увидеть, что на холсте наращивалось несколько слоев. Таким образом создавался эффект живой плоти, наполненной движением.

Гелий Коржев. Картина «Мать» из серии «Опаленные огнем войны», 1967

В 1968 году Гелий Коржев был избран председателем правления Союза художников РСФСР. Многочисленные награды, полученные от партии и правительства, давали возможность самостоятельно определять тематику произведений и ограждали от критики.

Гелий Коржев. Картина «Егорка летун», 1980

Перестройка, разрушившая систему ценностей целого поколения, выразилась в картинах позднего периода. Появился интерес к евангельским сценам. Трудиться над библейским циклом мастер продолжал до последних дней. Одна из работ с изображением умирающего Христа датирована 2012 годом.

Гелий Коржев. Картина «Последние часы на Земле», 2012

К позднему периоду творчества принадлежат и фантасмагорические сцены с тюрликами. Этими уродцами автор стремился передать ужас перестроечной эпохи и протест против людской подлости, преступного навязывания неприемлемых социальных и нравственных норм.

Гелий Коржев. Картина «Триумфатор», 1996

Гелий Михайлович Коржев ушел из жизни 27 августа 2012 года, оставив потомкам богатое культурное наследие. Будучи в рядах художников-соцреалистов, транслирующих идеологию компартии и неприятие божественного начала, художник написал немало произведений на библейскую тему. Не выступая открыто против системы, он остался верен правде окружающей его жизни. На Алексеевском кладбище на могиле художника установлен памятник, выполненный внуком Иваном по эскизам самого Гелия Коржева.

Гелий Коржев. Иван Коржев. Памятник на могиле художника Гелия Коржева

Самые известные картины Гелия Коржева

Произведения живописца отличаются драматической напряженностью с четкой композиционной организацией. К наиболее известным картинам Гелия Коржева можно отнести:

  • «Влюбленные» (1959) — картина рассказывает о непростой жизни героев, связанных сильным чувством. Они пережили войну, но и послевоенные заботы не позволяют им устроить свою личную жизнь.
  • «Заслон» (1967) — необычное композиционное решение. Точка зрения снизу усиливает монументальность и непоколебимость фигур мирных жителей оккупированной земли.
  • «Облака 1945 года» (1985) — пронзительный сюжет, подводящий к осознанию непреходящей ценности жизни в данное время в данном месте. Участник войны и немолодая женщина погружены в раздумья. За фигурами людей открывается зеленый луг, над ним тихо плывут облака.
  • «Стакан молока» (1984) — неприглядная реальность бытия, не соответствующая пропаганде советского изобилия.
Гелий Коржев. Картина «Влюбленные», 1959
Гелий Коржев. Картина «Заслон» из серии «Опаленные огнем войны», 1967
Гелий Коржев. Картина «Облака 1945 года», 1985
Гелий Коржев. Картина «Стакан молока», 1984

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится