Каналетто: великий венецианский мастер каприччио и ведуты
577
просмотров
Каналетто — великий итальянский мастер пейзажной живописи. Как он прожил жизнь и почему выбрал городской пейзаж в качестве основного жанра своего творчества.

Каналетто (Canaletto; 18 октября 1697 — 19 апреля 1768) — известный итальянский художник XVIII века, мастер рисунка и гравюры. Большинство картин Каналетто написаны в жанре городского пейзажа, в них реальные объекты часто соседствуют с воображаемыми архитектурными фантазиями. Биография художника тесно связана не только с Италией, но и с Англией, а его творчество до сих вызывает восхищение у миллионов зрителей по всему миру.

Каналетто. Гравюра «Автопортрет», 1754

Каналетто по праву считается одним из наиболее выдающихся венецианских мастеров двух основных поджанров городского пейзажа — ведуты и каприччио. Значительная часть его работ, наряду с шедеврами других известных живописцев разных исторических эпох и стилей, в наши дни хранится в Британской императорской коллекции.

Каналетто. Картина «Большой канал, вид на Палаццо Бальби в сторону моста Риальто», 1724

Биография Каналетто

Каналетто (настоящее имя — Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal) появился на свет 18 октября 1697 года в Венеции. Его отец Бернардо был преуспевающим театральным художником и зарабатывал на жизнь изготовлением сценических декораций. Антонио вместе со старшим братом Кристофоро с детства помогали отцу по работе, но интерес и несомненный талант к живописи появился только у младшего из отпрысков семьи Каналей.

Каналетто. Картина «Двор каменотеса», 1725

Длительная поездка с отцом и братом в Рим в 1718 году оказала огромное влияние на жизнь будущего мастера. В течение двух последующих лет он не только трудился над сценическим оформлением новых пьес известного композитора Алессандро Скарлатти (Alessandro Scarlatti), но и находил время для обучения живописи. В Вечном городе молодому венецианцу представилась отличная возможность увидеть воочию работы трех самых известных столичных мастеров городского пейзажа:

  • Вивиано Кодацци (Viviano Codazzi);
  • Джовании Паоло Паннини (Giovanni Paolo Pannini);
  • Каспера ван Виттеля (Caspar van Wittel).
Каналетто. Картина «Площадь Святого Марка», 1725

Творчество этих художников произвело огромное впечатление на Антонио и предопределило его окончательный выбор пейзажного жанра живописи. По возвращении в Венецию молодой Каналь поступил на обучение к известному местному мастеру Луке Карлеварису (Luca Carlevaris), а спустя несколько лет стал профессиональным художником, взяв себе творческий псевдоним Каналетто.

Каналетто. Картина «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей», 1727-1732

В течение короткого промежутка времени (около 5 лет) молодой живописец приобрел славу лучшего венецианского пейзажиста. У него появились постоянные богатые заказчики, которые щедро платили за работу. Среди клиентов Каналетто было много влиятельных персон, в том числе:

  • купец Стефано Конти (Stefano Conti);
  • немецкий фельдмаршал, состоявший на службе Венецианской республики Иоганн Матиас фон дер Шуленбург (Johann Matthias von der Schulenburg);
  • британский консул Джозеф Смит (Joseph Smith).
Каналетто. Картина «Приём французского посла в Венеции», 1727-1728

Ранний период творчества художника, продолжавшийся до начала 1740-х годов, большинство искусствоведов небезосновательно считают лучшим. В это время были созданы самые известные работы мастера, в том числе великолепные изображения праздничных мероприятий.

Каналетто. Картина «Вход в Гранд-канал Венеции», 1730

В середине 1730-х в мастерской молодого художника появились первые ученики, но никто из них не превзошел учителя по таланту и известности. Из их числа можно особо выделить лишь племянника Антонио — Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto), который, как и дядя, взял себе прозвище Каналетто. Он стал впоследствии выдающимся мастером живописи, был придворным художником королей Сардинии и Польши.

Каналетто. Рисунок «Архитектурное каприччио», 1730

Знакомство с Джозефом Смитом помогло Каналетто приобрести множество заказчиков из Англии. Многие из них в ходе туристических или деловых поездок в Венецию покупали произведения Каналетто. По совету Смита живописец вскоре начал создавать не только картины, но и гравюры, чтобы увеличить прибыль от покупок.

Каналетто. Картина «Бачино ди Сан-Марко из Пунтана-делла-Догана», 1740-1745

В 1740 году Венецианская республика оказалась втянутой в длительный военный конфликт после смерти императора Австрии Карла VI. Это неизбежно отразилось на доходах всех деятелей искусств, в том числе и героя нашей статьи. Спустя 6 лет Каналетто решился уехать из родного города в Лондон, куда его настойчиво звал Джозеф Смит.

Каналетто. Картина «Рим: Арка Константина», 1742

Последующее десятилетие живописец прожил в Англии, где продолжал работать в любимом жанре городского пейзажа. Только теперь объектами его творчества были виды Лондона, а не родной Венеции. С каждым годом уже немолодого мастера все больше тянуло в Италию, хотя англичане относились к нему с большим почтением.

Каналетто. Картина «Остров в лагуне с воротами и церковью», 1743-1744

В 1756 году Каналетто вернулся в Венецию, где его радушно приняли соотечественники, а руководство Венецианской академии живописи и скульптуры даже удостоило звания почетного члена этого престижного заведения.

Каналетто. Картина «Первый Вестминстерский мост», 1746

Здесь пожилой живописец вел спокойную обеспеченную жизнь, занимаясь любимым делом вплоть до 19 апреля 1768 года. В этот весенний день Антонио Каналетто покинул наш мир, чтобы навсегда остаться в памяти благодарных потомков. Его похоронили в родном городе с большими почестями, как и подобает великому сыну славной Венеции — родины многих гениев европейского искусства.

Каналетто. Картина «Вид на Темзу и город с арки Вестминстерского моста», 1747

Самые известные картины Каналетто

Подавляющее большинство произведений художника написаны в жанре городского пейзажа. Среди них есть десятки достойных упоминания в нашей статье великолепных работ с видами европейских городов. И все же, к самым известным картинам Каналетто относятся:

  • «Большой канал, вид на Палаццо Бальби в сторону моста Риальто» (1724) — самый дорогой на сегодня шедевр мастера, проданный на аукционе Sotheby's в 2005 году за 19 миллионов фунтов.
  • «Двор каменщика» (1725) — одна из лучших работ раннего периода творчества живописца, на которой изображен быт простых жителей Италии начала XVIII века.
  • «Приём французского посла в Венеции» (1728) — картина, на которой запечатлено реальное торжественное событие, состоявшееся на главной площади республики в 1723 году.
  • «Автопортрет» (1754) — единственный автопортрет Каналетто, одна из немногих его гравюр, сохранившихся до наших дней.
Каналетто. Картина «Вестминстерское аббатство с шествием рыцарей бани», 1749

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится