Год без лета: как миф о Франкенштейне связан с извержением индонезийского вулкана Тамбора?
920
просмотров
В произведении «Франкенштейн» Мэри Шелли рассказывает о чудовище, созданном одержимым ученым. С момента своего появления в 1816 году эта история преследовала ученых, предостерегая от научных неудач. Тем не менее, пытаясь спасти профессию ученого от мощной критики Шелли, научное сообщество 21-го века, похоже, сплотилось вокруг нового мифа о Франкенштейне, который был вдохновлен вулканом Тамбора на далеком архипелаге, ныне известном как Индонезия.

Сегодня извержение вулкана Тамбора преподносится как урок о влиянии на изменения климата.

Обвинять Тамбору во всех плохих погодных условиях 1816 года в Европе и европейской бедности и нищете слишком надуманно, не говоря уже о том, чтобы предполагать, что последствия извержения привели к созданию романа «Франкенштейн».

Кроме того, такое кратковременное охлаждение климата, вызванное извержением вулкана Тамбора, не является подходящей аналогией для глобального потепления, которое оказывает на Землю долгосрочное катастрофическое воздействие.

Миф

Согласно мифу, пыль и пепел, выброшенные в атмосферу во время извержения вулкана Тамбора в 1815 году, находящегося на территории нынешнего острова Сумбава в Индонезии, путешествовали по всему миру. Они затемняли солнце в Европе на протяжении следующего года и вызывали понижение температуры, создавая штормы, вызывая заморозки и наводнения и в целом затемняя ландшафт. Эта экстремальная погода, предположительно, также уничтожила урожаи, что привело к голоду, бедности и миграции населения.

Мэри Шелли довелось своими глазами увидеть это несчастье, когда она путешествовала по Европе со своим будущим мужем, радикальным поэтом Перси Биши Шелли. Супруги направлялись на швейцарскую виллу другого английского поэта, лорда Байрона. Из-за плохой погоды все трое были заперты в помещении, что давало Мэри Шелли достаточно времени, чтобы поразмыслить над увиденным и поэкспериментировать с тем, как это изложить на бумаге. По мере того как она писала, она добавляла зловещие пейзажи и человеческие страдания в свой новый роман ужасов.

Миф о Тамборе и Франкенштейне регулярно всплывает из-под пера писателей-ученых, особенно когда извергается вулкан или выходит новый фильм о Франкенштейне. Поскольку вулкан Тааль переживает извержение на Филиппинах, миф также возник и там.

Проблемы

И все же миф полон неясностей. Начнем с того, что если 1816 год был более холодным, дождливым и ледяным, чем предыдущие или последующие годы, то непонятно, было ли причиной этому извержение Тамборы.

Отчет из Швейцарии, где Шелли написала «Франкенштейна», ставит под сомнение масштаб воздействия Тамборы. Предполагается, что он сыграл бы незначительную роль, если таковая вообще была, в создании любой дополнительной экстремальной погоды или любого дополнительного голода и нищеты.

Гораздо более значительным фактором человеческих страданий в то время были наполеоновские войны (1803-1815), которые долгое время приводили к деградации европейской торговли и уничтожению ферм и городов.

Если Шелли пыталась персонифицировать человеческие страдания и притеснения в беспокойный характер своего монстра, то первопричиной была скорее война, чем извержение вулкана.

Это не значит, что вулкан Тамбора не причинял людям страданий. Вероятно, 50 000 или более человек погибло на островах Сумбава, Ломбок, Бали и Ява. Некоторые умерли во время первоначального извержения 1815 года, но в основном из-за последующего голода и болезней. Еще 50 000 человек в других частях света, возможно, также погибли от голода и болезней, поскольку урожай 1816 года не был собран под тусклым солнцем.

Тем не менее, если смотреть в перспективе, наполеоновские войны убили 5 миллионов человек к 1815 году. Вскоре после этого войны на Яве, развязанные европейскими империями против местных Ост-Индских королевств, привели к гибели более 200 000 человек.

В погоне за человеческими страданиями войны, похоже, опережают вулканы, по крайней мере, во времена Мэри Шелли.

Извлеченные уроки

Урок изменения климата в мифе о Тамборе-Франкенштейне заключается в следующем. Если люди поступят так, как поступила Тамбора: выбросят в атмосферу огромное количество загрязняющих веществ, - то мы обрушим на мир мириады ужасов 1816 года: темные небеса, наводнения и бури, сельскохозяйственный коллапс, экономический застой, плюс человеческие страдания, нищету и миграцию населения.

Однако извержение вулкана Тамбора вызвало лишь ограниченное временное похолодание климата в течение примерно года лишь в нескольких частях света. Климатический кризис глобального потепления, напротив, носит почти постоянный характер. Он также направляет термометр в противоположном направлении.

Существует также очевидный диссонанс между их причинами (соответственно, естественными вулканическими выхлопами и антропогенным промышленным загрязнением), так что любой способ реагирования должен быть совершенно другим. Борьба с извергающимся тропическим вулканом, хотя и имеет большое значение, не то же самое, что борьба с изменением климата.

Кроме того, есть гораздо лучшие способы выдвинуть на первый план опасности изменения климата, чем прибегать к ошибочной вулканической аналогии.

Другая проблема мифа заключается в том, что он игнорирует другие вдохновляющие идеи для романа о Франкенштейне.

И здесь Наполеон заслуживает упоминания, наряду с упоминанием о французской революции. Подобно тому, как Наполеон взял высокие идеалы Французской революции и превратил их в военные завоевания, так и доктор Франкенштейн взял высокие идеалы научной революции и превратил их в чудовищный проект.

"Франкенштейн" Шелли был также частично вдохновлен восстанием луддитов. Английские текстильщики восстали против внедрения машин, которые угрожали им безработицей и, следовательно, обнищанием. В 1811-1816 годах некоторые луддиты решили разбить машины-нарушители. В ответ английский парламент ввел смертную казнь за подобные деяния. Лорд Байрон, прежде чем переехать в Швейцарию, раскритиковал эту драконовскую меру в речи перед британской Палатой лордов.

Помимо восстания и революции, различные переживания Мэри Шелли, связанные с деторождением, материнством и семьей, также важны для того, как она создавала Франкенштейна, как и ее путешествия по Европе, книги, которые она читала, оставаясь на швейцарской вилле Байрона, и ее понимание странной науки о животном электричестве.

Выводы

Вероятно, Шелли не нуждалась в Тамборе, чтобы создать Франкенштейна, но она нуждалась во всех этих других вдохновениях. Миф стал популярным не потому, что он помогает объяснить создание Франкенштейна, а потому, что он пытается обезоружить навязчивую критику науки Мэри Шелли.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится