Казалось бы, найти его нетрудно. Из романа следует, что это готический особняк, расположенный недалеко от Арбата, в переулках, и имеющий прекрасный сад с металлическим решетчатым забором. Булгаков отмечает, что Маргарита занимала в доме «все пять комнат верхнего этажа», а всего этажей было два. Также есть упоминание о задернутом шторой трехстворчатом окне. Однако все не так просто…
Зданий, в полной мере отвечающих всем этим параметрам, в Москве, судя по всему, нет (иначе не было бы столь жарких споров), впрочем, автору вовсе не обязательно было описывать в романе конкретный дом точь-в-точь. Возможно, он представлял себе некое реальное здание и прибавил к этой картинке более характерные детали. Но какой именно особняк все-таки мог быть прототипом дома Маргариты? Поклонники знаменитого романа выдвигают совершенно разные версии, и на данный момент зданий-претендентов несколько.
1. Дом в Малом Власьевском
Это здание хотя и выполнено в стиле модерн и имеет много интересных архитектурных элементов, не очень похоже не «готический особняк», упоминаемый в романе. Однако у него есть несколько характерных деталей – он расположен в переулке возле Арбата, у него есть сад и металлическая ограда, которая, кстати, сохранилась в первозданном виде. Описанный Булгаковым знаменитый полет Маргариты тоже говорит в пользу этой версии: если сравнить этот путь с расположением данного дома, то многие детали совпадают.
Кстати, история у здания интересная. До революции им владел купец Иван Коровин, затем в особняке располагался Институт Ритма, и есть данные, что в нем неоднократно танцевала сама Айседора Дункан (ее студия была неподалеку, на Пречистенке). Сейчас это частная жилая резиденция.
2. Дом Соловьева
Угол Хлебного и Малого Ржевского переулков украшает великолепное готическое здание, которое в начале прошлого века выстроил для себя академик архитектуры Сергей Соловьев.
Дом с арочными окнами, лепниной, кованым декором и керамическими панно в античном стиле вполне мог быть прототипом жилища Маргариты, а его характерное трехчастное окно, по мнению сторонников этой версии, – именно то окно, из которого героиня романа вылетела на метле.
После смерти Соловьева владельцем здания стал художник-график Павел Павлинов, который в первые годы революции был одним из инициаторов проведения в этом доме выставок живописи, позже в нем находилось представительство Грузинской республики. Кстати, дом «засветился» в фильме «Семнадцать мгновений весны» – именно в нем якобы располагалось гестапо, где держали радистку Кэт.
3. Готический «замок» Кекушева
Этот особняк, расположенный на Остоженке, считают одним из главных претендентов на звание «Дома Маргариты». Здание напоминает средневековый замок и весь его вид очень необычен – оно асимметричное, наполненное всевозможными интересными деталями, с высокой шатровой башенкой и огромным металлическим львом на щипце.
Кроме того, с домом связана любопытная история. Архитектор Лев Кекушев построил его для себя и своей семьи. Так вот известно, что дочь зодчего против воли родителей ушла из дома и поселилась у своего возлюбленного – артиста Сергея Топленинова – в Мансуровском переулке. А в романе Булгакова именно в этом переулке жил Мастер.
Впрочем, есть и несовпадения с домом Маргариты. Согласно описанию, ее особняк был гораздо меньше и ниже, чем дом Кекушева, к тому же, у него, напомним, имелся сад с оградой и он стоял в арбатском переулке, а не на Остоженке.
4. Дом Рябушинского (Музей Горького)
Знаменитый и невероятно экстравагантный московский особняк, выстроенный архитектором Федором Шехтелем для купца Рябушинского, а после революции ставший домом Максима Горького, вполне мог быть взят Булгаковым за основу при описании дома Маргариты.
У этого здания есть элементы готики, оно обнесено кованой оградой, однако у него нет трехстворчатого окна, похожего на упомянутое в романе, и оно слишком шикарное для того, чтобы в нем мог жить обычный инженер и занимать целый этаж. И, опять же, Малая Никитская улица, на которой расположен особняк, не имеет ничего общего с арбатскими переулками.
5. Особняк Cаввы Морозова
С появлением этого особняка на Спиридоновке связана очень романтическая история: купец-миллионер построил его для любимой жены. Однако дом пережил драматичный разрыв их отношений, а также финансовый и психологический кризис Саввы Морозова.
Этот дом спроектирован архитектором Федором Шехтелем в стиле английской неоготики, он окружен изящным чугунным забором, а на территории, как и описано в романе, расположен сад. Чем не особняк Маргариты? Однако он, как и особняк Рябушинского, слишком велик в сравнении с предполагаемым жилищем героини. А вот по меркам шикарных купеческих домов того времени он, напротив, скромноват – все-таки встречались в Москве здания намного помпезнее и эпатажнее.
6. Доходный дом в Чистом переулке
Это московское здание, известное как Доходный дом наследников Н.П. Циркунова, выполнено в стиле псевдоготики с элементами модерна. Оно вполне могло стать прототипом особняка Маргариты, тем более что именно здесь Михаил Булгаков одно время жил со своей женой (правда, флигель, в котором располагалась их квартира, до наших дней не сохранился). Кстати, «Дни Турбиных» были написаны именно в этом доме, а Булгаковский профессор Преображенский жил как раз в Чистом (Обуховом) переулке. Иными словами, творчество писателя было тесно связано с этим местом.
Однако есть и противоречие: писатель здесь жил со своей второй женой – Любовью Белозерской, а большинство булгаковедов склоняются к тому, что Маргариту он писал не с нее, а со своей третьей супруги – Елены Шиловской. Кроме того, у здания в Чистом переулке пять этажей.
7. Особняк Дерожинской
Дом владелицы текстильного предприятия и дочери купца Бутикова Александры Дерожинской тоже считают возможным прототипом особняка Маргариты. Он расположен в довольно тихом Кропоткинском переулке, у него есть сад, а также металлическая ограда. Но в то же время есть и факты, говорящие не в пользу этой версии. Во-первых, здание Дерожинской все-таки уместнее отнести к модерну, чем к готике. Во-вторых, оно опять же слишком большое.
Кстати, у особняка очень насыщенная история. После того, как его национализировали советские власти, он постоянно переходил «из рук в руки», сменив множество организаций. А с 1959 года в нем располагается посольство Австралии.