Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup; родился 10 сентября 1912 года — умер 26 декабря 1988 года) — гениальный датский художник-карикатурист XX века, на счету которого более 5 000 работ. Творческая биография Бидструпа включает два магистральных направления: юмористические рассказы в картинах и карикатуры. Непревзойденного уровня мастерства он достиг в обеих областях. Тонко понимая жизнь, автор превращал свои мини-истории в глубокие философские притчи. В творчестве Херлуфа Бидструпа смешное перемешано со страшным, грустное с веселым, а житейские ситуации доведены до абсурда. До сих пор его работы вызывают у зрителя улыбку.
Биография Херлуфа Бидструпа
Херлуф Бидструп появился на свет в Берлине 10 сентября 1912 года. Отец его был датчанином. Раннее детство мальчика нельзя назвать безоблачным: война, голод, возвращение в Данию, эпидемия испанки, чуть не оставившая ребенка сиротой...
Херлуф Бидструп с малых лет обожал рисовать. Даже вечером, перед сном, он водил пальцем по воздуху, придумывая разные сюжеты. По реакции родных паренек видел, что ему легко удается рассмешить людей, отвлечь их от проблем. Отец, по образованию художник-декоратор, в свободное время занимался живописью. Он стал учителем и авторитетным критиком юного дарования. Свою первую карикатуру на социальную тему Херлуф нарисовал, когда ему было всего 10 лет. Впоследствии он признавался, что еще в школе осознал разящую силу сатиры и использовал ее как оружие.
В 1931-1935 годах молодой человек обучался в копенгагенской королевской Академии художеств. Еще в период студенчества он стал печатать политические шаржи в популярных изданиях, рисовал для ревю и для рекламы велогонок. Международная обстановка меж тем накалялась. Карикатуры Бидструпа на фюрера, опубликованные в журнале Kulturkampen, привлекли всеобщее внимание.
Во время оккупации Дании Бидструп замещал штатного художника в крупной правительственной газете Social-Demokraten. «Комиксы» с антифашистским содержанием имели громкий успех.
Годы Второй мировой войны Херлуф Бидструп вместе с семьей провел на даче под Копенгагеном. В 1943-м он вступил в запрещенную тогда в стране Компартию и сотрудничал с подпольной газетой Land og folk. Смешные рисунки-рассказы на злобу дня в виде открыток выпускались огромными тиражами, а заработанные средства шли в партийный фонд. Авторский почерк гения стал к тому времени хорошо узнаваем.
После победы над фашизмом Херлуф Бидструп много путешествовал по миру. В 1952 году в составе датской делегации он впервые приехал в СССР, где его очень любили. Широкую известность у советского читателя карикатурист приобрел благодаря дружбе с журналистом ТАСС Михаилом Косовым (Рахмиэлем Косым), составителем и переводчиком большинства альбомов Бидструпа и автором его биографии. В сотрудничестве с режиссером мультипликационного кино Львом Константиновичем Атамановым Херлуф создал в 1967 году мультфильм «Скамейка», а в 1970-м — «Это в наших силах».
В 1964 году Херлуф Бидструп удостоился Ленинской премии, а в 1972-м ему вручили орден Трудового Красного Знамени. И власть имущие, и простые советские люди были покорены талантом датского карикатуриста. А вот на Западе к нему относились настороженно: уж очень ловко и непринужденно Бидструп выносил на суд толпы то, что буржуазное общество предпочитало не замечать.
Скончался мастер карикатуры 26 декабря 1988 года. Именем Херлуфа Бидструпа назван один из сторожевых кораблей России.
Творчество Бидструпа не имело исключительно политической направленности. Больше всего ему нравилось находить смешное в повседневной жизни. Тонкий психолог, он превосходно разбирался в человеческой натуре, изобличая такие пороки, как гордыня, чрезмерное любопытство, самонадеянность, неблагодарность, жадность. Способность донести идею в простой форме — удел гения, то, что выделяет Бидструпа среди других представителей «легкого» жанра.
Он не уважал современное искусство. Абстракционизму и другим модным течениям Херлуф Бидструп посвятил ряд язвительных рисунков. Над публикой, готовой искать глубокий смысл в одной-единственной закорючке, он тоже подтрунивал.
Самые известные карикатуры Херлуфа Бидструпа
Картинки Бидструпа «читаются» слева направо. Герои предстают на них в движении, как на экране телевизора. В нескольких коротких эпизодах рассказывается маленькая история с завязкой, кульминацией и финалом, понятная любому человеку, независимо от возраста и национальности. Среди лучших карикатур Херлуфа Бидструпа:
- «Плата за мир» (1938) — эта короткая новелла в картинках раскрывает суть Мюнхенского сговора. Истерично орущему малышу (Гитлеру) отец (Чехословакия) под давлением респектабельного старика (Чемберлена) соглашается отдать на растерзание часы (Судетскую область). Результат задабривания тирана вполне закономерен.
- «Гуманизм» (1945) — неординарная подача политической ситуации. Автор обличает известных культурных деятелей Дании, которые после освобождения страны выступали в защиту местных коллаборационистов. На глазах у сердобольной фрау огромный злой пес (фашизм) набрасывается на маленького парнишку (Данию). После победы мальчика в неравном бою дама обвиняет его в жестокости.
- «Борьба за свободу» (1947) — всегда сочувствовавший людям труда художник с сожалением констатирует: ядро на ноге пролетариата никуда не делось, ценой невероятных усилий удалось лишь сменить свастику на доллар, т.е. власть фашизма — на власть денег.
- «Кошмар капиталиста» (1951) — карикатура создана в разгар войны между Северной и Южной Кореей. Бидструп показывает истинное лицо капиталистов, умеющих носить маску симпатичных парней.
- «Четыре темперамента» (1963) — одна из самых популярных работ мастера рисованной истории. Движения персонажей, их мимика экспрессивны и красноречивы. Филигранно переданы характерные для холериков, флегматиков, меланхоликов и сангвиников реакции на случайную порчу шляпы.
Художник никогда не мог понять, почему хохот ценится дешевле слез. Вклад Бидструпа в развитие карикатуры трудно переоценить: с его помощью этот вид искусства приобрел огромное влияние на общественное мнение. Рисунки Херлуфа Бидструпа и в настоящее время издаются в России отдельными альбомами.