Химико: королева-шаманка, успешно правящая японским народом в течение полувека
552
просмотров
Женщина-лидер, женщина-правитель – это всегда вызывает интерес и трепет. В Японии, которая и в наши дни не потеряла некоторые черты патриархата, до сих пор сохранились легенды об одной такой «супервумен», причем историки до сих пор спорят – реальный это персонаж или все-таки выдуманный.

В любом случае эта история очень красива, кроме того, дыма без огня, как известно, не бывает. Речь пойдет о знаменитой Химико – верховном правителе и одновременно верховной жрице своего королевства, жившей около двух тысяч лет назад.

Первая японская правительница?

Химико (другой вариант имени – Пимико) – не просто оригинальный персонаж в местном фольклоре, мифологии и, если так будет угодно, истории. Это фигура, которая действительно вызывает у японцев почитание и уважение. Во-первых, Химико считается первым названным и письменно подтвержденным правителем. Дело в том, имена большей части видных людей, которые жили и умерли на нашей земле в III веке, все-таки по причине давности лет до нас не сохранились. И это просто удивительно, что легенда о Химико до сих пор жива, передаваясь из поколения в поколение.

Во-вторых, согласно недавнему опросу, проведенному минобразования Японии, 99% местных школьников знают про королеву Химико и, более того, признают ее как историческую фигуру. Иными словами, японцам она известна практически так же, как, например, Майкл Джексон юным американцам. И это не мешает ученым постоянно дебатировать по поводу того, где именно было расположено ее королевство, а также о ней самой как реальном (или не реальном) персонаже.

О том, кто такая Химико, знает практически каждый японский школьник.

Её выбрал народ

Считается, что период правления Химико приходится на первую половину III столетия, когда Японские острова еще не были единым политическим государством и были начинены с сотнями клановых наций (как бы мини-государств), объединенных в региональные конфедерации. Сельскохозяйственные коммуны постепенно начали уступать место королевствам, политическая власть становилась все более консолидированной, а социальный статус – все более определенным. В японской истории этот период считается переходным между эпохами Яей и Кофун (первого периода эпохи Ямато).

В те времена религиозная власть была тесно переплетена с духовной, и для жрицы Химико это был удачный период: женщины-шаманы были всеми уважаемы, ведь в народе считалось, что они способны изгонять злых духов и в то же время являются проводниками от человека к духам божественным.

Химико.

То немногое, что известно современным японцам о Химико и о периоде ее правления, было извлечено из древних рукописных китайских и корейских источников (японцы в те времена свою историю ещё не вели), частично имеющих археологическое подтверждение. В частности, о Химико можно прочитать в описании истории создания королевства Вэй (297 год) и в более поздних китайских династических историях. О царице-шаманке упомянуто и в самом древнем из известных корейских текстов (исторические записи о трех царствах, 1145 г. н. э.), в которых есть краткое описание отношений Химико с корейскими соседями.

Памятник Химико в Японии.

Исходя из этих источников известно, что в конце II века отсутствие талантливого и авторитетного лидера погрузило японские земли в пучину политических беспорядков и насилия. Именно в такой период (предположительно в 190 году н. э.) народ избрал в качестве своего правителя незамужнюю шаманку.

Химико поместили во дворец со сторожевыми башнями и обеспечили вооруженной охраной. Согласно древним письменным источникам, обслуживали правительницу тысяча служанок, а связь с внешним миром она держала через своего «брата», который передавал ее распоряжения и заявления в народ. Взойдя на трон, Химико быстро восстановила в своих владениях мир и порядок, и ей удавалось поддерживать его в течение последующих 50-60 лет. Отмечалось, что правительница могла эффективно контролировать лидеров соседних кланов.

Успешная правительница.

Помимо проведения религиозных обрядов в качестве шаманки, королева Химико руководила более чем ста мелкими «государствами», которые признавали ее своим лидером. За время своего политического правления королева-шаманка не менее четырех раз отправляла от имени всей федерации Яматаи дипломатические делегации в Китай. Более того, в качестве признания легитимности Химико китайская династия Вэй даже одарила её титулом «царицы, дружественной Вэй», сопроводив этот подарок золотой печатью, а также преподнеся ей более ста ритуальных бронзовых зеркал (в те времена на Востоке они говорили о высоком статусе владельца).

Бронзовое зеркало. Реплика.

Известно, что как политический и религиозный лидер протояпонской федерации Яматаи правительница-жрица Химико была любима своими соотечественниками и одновременно уважаема за пределами своих владений. Её ценили за политическую смекалку и острый ум.

На смену забвению пришла популярность

Скончалась Химико, согласно письменным данным, в 248 году. Известно, что в честь почившей королевы был воздвигнут гигантский курган, но точное место его расположения до сих пор неизвестно (есть лишь гипотезы).

Интересно, что ни царица-шаманка, ни ее царство не упоминаются в древних японских текстах. Некоторые историки связывают это с тем, что начиная с VIII столетия японские власти стали подражать патриархальным моделям, установившимся в Китае, и существование цариц-шаманок могло подорвать авторитет Японского дома в глазах соседей. Кроме того, распространившиеся среди японцев конфуцианская и буддистская религии также не способствовали возвышению роли женщины в обществе. В течение долгих лет имя Химико было предано забвению.

О реальности существования жрицы Химико до сих пор ходят споры.

О королеве-шаманке и ее царстве Яматаи вновь вспомнили лишь в период Эдо (1600-1868) – благодаря философу и политику Хакусеки и ученому Норинаги. Именно между ними впервые возник спор: где находилось царство шаманки и какую политическую роль оно играло? Хакусеки отвергал японскую историю как неточную и утверждал, что Яматаи располагалось в районе равнины Кинаи – в самом сердце Японии. Норинага же поддерживал правдивость японской истории и даже заявлял, что «малоизвестная» царица Яматаи не играла большой роли в обществе и хитростью ввела в заблуждение китайских правителей, заставив их поверить в свое могущество. Версия Норинаги была доминирующей вплоть до конца Второй Мировой войны.

Истинную популярность королева Химико завоевала в 1950-70-х годах. Этим персонажем снова заинтересовались историки и археологи. Всеобщий интерес подогрели и найденные недалеко от Киото гробницы с многочисленными бронзовыми зеркалами, которые археологи послевоенных лет отнесли к III веку.

В честь королевы Химико в Японии проводят конкурсы красоты, она стала героиней фильмов, литературных произведений, аниме и видеоигр и даже политических карикатур. Более того, про Химико снят эротический сериал, причём в кинокартине она изображается распутной женщиной.

В честь Химико выпускают комиксы и снимают аниме.

Интересно, что некоторые восточные историки отождествляют Химико с Аматэрасу – синтоистской богиней солнца. Также есть параллели с полумифической завоевательницей Кореи императрицей Дзингу и с другими историческими либо мифическими персонажами.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится