Собор для моряков
Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.
В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.
Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.
Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.
Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.
О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Собор при большевиках
После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.
Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.
При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.
У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.
А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.
В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.
В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.
Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.