«Игра в классики», «Дом листьев» и др: 5 лучших романов, авторы которых выбрали необычную форму повествования
512
просмотров
Как правило, роман, как литературный жанр, повествует о жизни и развитии главного героя в развёрнутом виде, при этом за основу берётся самый «кризисный» или нестандартный период. Однако современная литература даёт писателям полное право представлять свои произведения в той форме, которая кажется им наиболее интересной. Впрочем, литераторы и в прошлом использовали оригинальные стили изложения, но в наше время появилось множество новых, от переписок в социальных сетях до СМС.

Милорад Павич «Последняя любовь в Константинополе»

Милорад Павич «Последняя любовь в Константинополе» Милорад Павич «Последняя любовь в Константинополе».

Сербского писателя Милорада Павича можно с полным правом назвать непревзойдённым мастером формы. В его библиографии есть роман-кроссворд, роман-перевёртыш, даже роман-лексикон. Но «Последняя любовь в Константинополе» отличается от всего, что автор писал раньше. Он не просто предлагает читателям отследить судьбы своих героев, а дает им в руки инструмент, с помощью которого это нужно сделать: главы романа и карты таро. Писатель повествует о судьбе двух сербских родов, враждующих между собой. Автор утверждает, что читать главы можно в любом порядке, выбирая следующую как карту из колоды. Однако не стоит забывать: всё повествование разделено на прошлое, настоящее и будущее, а ещё по эмоциям героев и событиям в их жизни.

Патриция Локвуд «О таком не говорят»

Патриция Локвуд «О таком не говорят» Патриция Локвуд «О таком не говорят».

Книги американской писательницы не раз входили в 10 лучших книг года по версии New York Times Book Review, и в течение четырех лет удерживали рекорд по самому короткому промежутку между повторными появлениями в списке. Роман «О таком не говорят» похож, скорее, на собрание постов в социальных сетях: короткие отрывочные эпизоды постепенно, страница за страницей, собираются в общую картину и повествуют о личности главной героини. Молодая женщина на протяжении многих лет «жила» в социальных сетях. Когда же ей пришлось вернуться в реальность, она оказалась куда более сложной, чем общение в интернете. И ей самой предстоит сделать нелёгкий выбор: опять перейти к привычному онлайн-общению или отправиться на помощь тем, кто в ней нуждается.

Хулио Кортасар «Игра в классики»

Хулио Кортасар «Игра в классики» Хулио Кортасар «Игра в классики».

Экспериментальный роман аргентинского писателя увидел свет ещё в 1963 году. Автор предлагает знакомиться с его произведением двумя способами на выбор. Первый предполагает обычное стандартное чтение, а вот тех, кто решит пойти другим путём, ждёт схема, составленная самим писателем. При этом одна глава, 55-я, в схему не входит. Любителям стандартного чтения предлагается прочесть две главы, а тем, кто захочет «попрыгать в классики», помимо двух частей «По ту сторону» и «По эту сторону», необходимо ознакомиться ещё и с третьей – «С других сторон».

Дженис Халлетт «Выйти из чата»

Дженис Халлетт «Выйти из чата» Дженис Халлетт «Выйти из чата».

Наверное, это один из самых необычных по форме детективных романов последних лет. Автор, бывшая журналистка, даёт возможность читателям «подслушать» чужую жизнь. Ведь всё повествование – это электронные письма и СМС, групповые и индивидуальные чаты. Благодаря диалогам персонажей можно отследить весьма замысловатый сюжет, увидеть их характеры и мотивы поступков. Это история одной семьи, раскрывающей свои тайны в самый сложный период, когда заболевает дочь одного из героев, а в руках семейства внезапно оказывается весьма крупная сумма денег, собранная на её лечение.

Марк Z. Данилевский «Дом листьев»

Марк Z. Данилевский «Дом листьев» Марк Z. Данилевский «Дом листьев».

Американский писатель считается мастером эргодического (или визуального) письма, так как он постоянно проводит весьма занятные эксперименты с формами повествования. Самым известным произведением пока что остаётся «Дом листьев», дебютный роман, увидевший свет в 2000 году. Сюжет строится вокруг документальной ленты о семье, чей дом внутри почему-то оказывается значительно больше, чем снаружи. Но в этом романе важен не только сюжет, а форма повествования. Для прочтения придётся продираться через многослойные сноски, переворачивать книгу вверх ногами, смотреть на страницы, где написано всего одно слово или несколько строк, а иногда даже прикладывать к буквам зеркало, чтобы прочесть написанное.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится