Илья Машков считается одним из основателей Общества московских художников. Всю жизнь живописец прожил в творческом поиске, вёл педагогическую деятельность. За большой вклад, внесённый в развитие советской живописной школы, получал от государства персональную пенсию.
Биография Ильи Машкова
Илья Машков появился на свет 17 июля 1881 года, на Юго-Востоке России, среди донских казаков Михайловской станицы. Отец и мать торговали в розницу и посчитали сына обязанным продолжать их занятие. Едва мальчику исполнилось 11 лет, его определили «в люди», то есть, отправили выполнять мелкую работу в съестных лавках и магазинах.
Впоследствии Илья Машков вспоминал, какие тяжёлые впечатления у него остались от многочасового пребывания на ногах за мелкой и неблагодарной работой. А он хотел рисовать. Художественные способности его проявились рано, но мало интересовали окружающих. Поэтому пришлось пробиваться самому.
В 1900 году у Ильи Машкова появилась возможность поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Столица давала обширные возможности. Юноша усердно изучал различные течения в искусстве, посещая Третьяковку и музей Румянцева. У него были замечательные наставники: Аполлинарий Михайлович Васнецов, Константин Николаевич Горский. Хорошие учителя и талант позволили молодому живописцу принять участие в выставке 1902 года и заслужить вознаграждение.
Финансовые проблемы заставили Илью Машкова покинуть училище. В 1904 году он открыл студию живописи. Преподавали в ней такие корифеи, как Пётр Петрович Кончаловский, Михаил Фёдорович Ларионов, учились — Вера Игнатьевна Мухина, Роберт Рафаилович Фальк и другие знаменитые живописцы XX века.
В художественной среде Илья Машков считался эксцентричной личностью. Он отличался любовью к гиперболизации, гигантизму, неожиданным цветовым решениям. Эта особенность ярко выразилась в картине «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», неоднозначно оцененной критиками.
Большое место в жизни мастера занимали женщины. Его первой женой стала итальянка София Аренцвари, с которой он сочетался браком в 1905 году. В 1915 году супруги расстались, и он взял в жёны Елену Фёдорову. Для этой женщины Илья Машков стал ещё и учителем. Благодаря его урокам, новая супруга участвовала в выставках «Мира искусства».
Революционные катаклизмы 1917 года стимулировали деятельность живописца. Он организовал профсоюз художников, преподавал, посвятил себя работе отдела изобразительных искусств при Наркоме Просвещения. В 1922 году мастер встретил Марию Данилову, снова женился и сделал третью супругу помощницей в своих общественных делах.
В 20-30-е годы прошлого столетия картины Ильи Машкова выставлялись в США и Италии. Много времени он тратил на участие в делах АХРР (Ассоциация художников революционной России), рисовал быт красноармейцев, колхозников и советских тружеников, ездил по стране, выходил на пленэр в Крыму и на Кавказе.
В конце 1930-х годов именитый мастер почти безвыездно проживал на даче в Абрамцево. Здесь он оставался и во время войны, продолжая создавать портреты солдат и работников госпиталей.
На момент скоропостижной кончины, 20 марта 1944 года, Илье Машкову было всего 62. Похоронили известного живописца на московском Новодевичьем кладбище.
Самый известные картины Ильи Машкова
Картины Ильи Машкова внесли заметный вклад в развитие советского искусства. Большинство из них показывают стремление найти новую технику, способы выражения художественной мысли. Среди лучших произведений живописца можно отметить:
- «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910) — шокировал зрителей мощными фигурами полуголых силачей. Задумана автором, как призыв к новому подходу в изобразительном искусстве.
- «Дюльбер. Санаторий Красные Зори» (1920) — создавалась на пленэре во время посещения Крыма. Воспевает счастливый советский отдых.
- «Снедь московская. Мясо, дичь» (1924) — пример прославления советского быта. Съестные композиции подобного стиля считаются «апофеозами» художественного видения Ильи Машкова.
- «Колхозница с тыквами» (1930) — яркий пример советского портретного искусства 1930-х годов. Величественная женщина, солнце, плотная фигура, грубоватые черты — это гимн победившему строю и торжеству жизни.
- «Портрет генерал-майора медицинской службы А.Р. Злобина» (1943) — одно из многочисленных изображений солдат и работников госпиталя в Лефортово.