«Пять вечеров»
6 марта 1959 года в БДТ состоялась премьера спектакля «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, где играли Зинаида Шарко, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и Людмила Макарова. Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский писал о том, что именно эта постановка возвела БДТ в ранг первой сцены Советского Союза, а Георгия Товстоногова после премьеры стали называть одним из лучших режиссёров.
Простой, в общем-то, сюжет о встрече двух давних знакомых и вспыхнувших между ними чувствах в трактовке Георгия Товстоногова обрёл историческое звучание, наполнился особым смыслом и стал символом хрущёвской оттепели. Жители столицы специально ехали в Ленинград, чтобы посмотреть «Пять вечеров».
Георгий Товстоногов после первого прочтения пьесы пообещал Александру Володину «поставить волшебство» и сдержал своё слово. После БДТ «Пять вечеров» ставили во многих театрах страны, но именно постановка Товстоногова остаётся эталоном исторической достоверности, своевременности и поэтичности.
«История Лошади»
В ноябре 1975 года в БДТ состоялась премьера спектакля по повести «Холстомер» Льва Толстого в инсценировке Марка Розовского с Евгением Лебедевым в главной роли. Георгию Товстоногову удалось показать силу мысли автора, а ещё противоречивость человеческой натуры, саму суть природы людей, стремление к добру и состраданию в противовес законам табуна. Несомненно, выдающуюся роль в создании шедевра сыграл не только режиссёр Георгий Товстоногов, но и Евгений Лебедев в образе Холстомера.
«Варвары»
Этот спектакль появился в репертуаре БДТ в 1959 году после критических замечаний в адрес театра, носившего в то время имя Максима Горького, но при этом не ставившего пьесы советского писателя и инициатора создания БДТ. Георгий Товстоногов к сорокалетию создания БДТ всё же поставил пьесу «Варвары».
В «Варварах» играли Павел Луспекаев и Татьяна Доронина, Зинаида Шарко и Евгений Лебедев, Елена Немченко, Владислав Стржельчик и другие известные актёры. Спектакль вызвал неоднозначные отзывы и даже полемику среди критиков и зрителей, став, тем не менее, одним из лучших в истории БДТ.
«Идиот»
Спектакль по роману Фёдора Достоевского был поставлен в БДТ в двух редакциях: в 1957 и в 1966 годах. В обоих случаях князя Мышкина играл Иннокентий Смоктуновский, хотя изначально Георгий Товстоногов назначил на эту роль Пантелеймона Крымова. Актёр позволил себе опоздать на первую же репетицию и был уволен, так как это был уже далеко не первый случай проявления недисциплинированности.
Известное произведение Достоевского в прочтении Георгия Товстоногова получило новое звучание, так как он обратился не к проблеме власти денег, а к человеческим качествам князя Мышкина, который своей чистотой может заставить окружающих людей измениться в лучшую сторону. Для многих постановка Георгия Товстоногова стала настоящим потрясением, а Иннокентия Смоктуновского возвела в ранг гения.
«Ханума»
Премьера спектакля «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели состоялась 30 декабря 1972 года. И с этого момента на протяжении многих лет спектакль шёл с неизменным успехом и был показан на сцене БДТ более 300 раз. Текст пьесы, написанной ещё в 1882 году, Георгий Товстоногов подверг переработке, пригласив для этого самых известных на то время комедиографов Владимира Константинова и Бориса Рацера. При этом Товстоногов не только принимал самое активное участие в создании новой версии текста пьесы, но и читал в спектакле стихи Григория Орбелиани.
Грузинский колорит, потрясающая музыка, талантливая игра актёров, - всё это сделало «Хануму» одним из самых популярных спектаклей БДТ за всю его историю. К сожалению, постановка сошла со сцены в связи с тем, что актёров, игравших в спектакле, оказалось просто невозможно заменить.
«Дядюшкин сон»
10 мая 2008 года в БДТ состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» в постановке Темура Чхеидзе. Уже в 2009 году Олег Басилашвили получил за роль Князя К. премию «Золотая Маска». В трактовке Темура Чхеидзе спектакль получился одновременно комичным и трагичным, а блестящая игра исполнителей главных ролей Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих возводит постановку в ранг настоящего шедевра.