Биография Ива Кляйна
Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце. Его родители были живописцами и многому научили сына, хотя официального художественного образования он не получил. В молодом возрасте Ив обучался мореходству, восточным языкам и дзюдо, причем последнее надолго стало его основным источником дохода. В 25 лет Кляйн побывал в Японии и стал первым европейцем, получившим черный пояс в этом боевом искусстве.
Художник решает всерьез заняться творчеством лишь в 1954 году. К этому времени он уже создал несколько монохромов — закрашенных одной или двумя красками листов бумаги или картона. Вскоре было опубликовано два сборника таких монохромов — простых прямоугольников разного цвета, с пустыми строчками вместо предисловия. Покупатели остались в недоумении, и лишь спустя время критики назвали этот публичный жест концептуальным искусством.
В 1957 году начался синий период в творчестве Ива Кляйна. Выставка, которая считается его началом, снова удивила публику. В галерее было семь совершенно одинаковых монохромов, но с разной ценой. Затем состоялась знаменитая экспозиция «Пустота». На нее пускали по красиво оформленным приглашениям по десять человек (желающих было 3 000), гостей угощали синими коктейлями. Внутри посетители обнаруживали лишь пустую комнату и столь же пустой музейный стеллаж. Скандал был такой, что дошел до Советского Союза. В разгромных статьях о современном западном искусстве упоминали этот случай.
В 1958 году Кляйн украшает оперный театр в Германии оригинальными рельефами из натуральных губок, окрашенными в глубокий синий цвет. В тот же период он начинает экспериментировать с антропометриями. Это новый жанр, в котором автор устраняется от нанесения краски на холст. Вместо этого модели покрывают краской свое тело и наносят на поверхность опечатки как «живые» кисти.
Крупнейшая прижизненная выставка Ива Кляйна состоялась в 1961 году в Германии. На ней были представлены цветные и золотые монохромы, а в последний день родился еще один новый жанр: огненная живопись. Инструментом в ней служили газовые горелки, которыми художник наносил пятна на картон. Эта была одна из последних творческих находок автора, так как вскоре его не стало.
На Каннском фестивале показали фильм, где современная жизнь представлялась нелепой и безумной, а Кляйн и его картины служили одним из примеров. От волнения у художника случился сердечный приступ, который затем повторился и привел к смерти 6 июня 1962 года. Особую драматичность этому событию придает тот факт, что всего полугодом ранее Кляйн женился на давно любимой им Ротраут Юккер (Rotraut Uecker). Их сын родился уже после смерти отца.
Жизнь художника оборвалась всего в 34 года, но он успел многое сделать, нашел целый ряд новых приемов и техник в изобразительном искусстве. Пожалуй, больше всего он известен созданием особенного оттенка, запатентованного в 1960 году как международный синий цвет Кляйна. В творчестве этого мастера фирменный цвет появляется постоянно: в него окрашено около 200 монохромов, 180 антропометрий, множество рельефов и скульптур.
Самые известные картины Ива Кляйна
Картины Ива Кляйна — это постоянный поиск новых материалов и творческих методов. Особую роль в них играет цвет — автор изначально оказался от линий и рисунка. Вот несколько известных и характерных для него произведений:
- Желтый и розовый монохром (1955). Художник утверждал, что из всех видов живописи только монохром помогает достичь духовного абсолюта. Обычно он использовал один цвет, но иногда сочетал два оттенка.
- Синий монохром (IKB 47) (1956). Классическое произведение автора, который считал синий цвет наиболее приближенным к абстракции из-за ассоциаций с безграничным небом и морем.
- «Молчание — золото» (1960). Часть кляйновских монохромов выполнена из сусального золота. Этот материал он считал символом духовности, понятным для каждой культуры.
- Скульптура из синей губки (SE 33) (1961). Натуральная губка — еще один материал, увлекший художника. Он сравнивал ее со зрителем, впитывающим идеи и эмоции.
- Космогония «дождь» (COS 22) (1961). Одна из необычных техник, придуманных автором — оставлять на холсте следы дождя, ветра и пыли, чтобы сами природные стихии становились творцами.