Иван Билибин: выдающийся русский художник-сказочник, мастер «Золотого петушка» и «Царевны-лягушки»
686
просмотров
Иван Билибин — русский художник-сказочник конца XIX — первой половины XX века, книжный иллюстратор и театральный декоратор.

Иван Яковлевич Билибин (Ivan Yakovlevich Bilibin; родился 4 августа 1876 года — умер 7 февраля 1942 года) — великий русский художник конца XIX — первой половины XX века, книжный иллюстратор и театральный декоратор, великолепный мастер графических образов и монументальной живописи. Творчество Ивана Билибина обширно и многогранно. Наполненное яркими цветами и безукоризненно чёткими линиями, оно погружает зрителя в волшебный мир русских сказок и былин, отечественной старины и фольклора с удивительным своеобразием и вековой красотой. Биография художника отражает множество славных, интересных эпизодов. Его картины поныне восхищают современников продуманностью деталей и красочностью.

Иван Билибин. Фотография художника Ивана Билибина, дата неизвестна

Иван Билибин не был новатором иллюстративного жанра русской живописи. Но он непрерывно развивал мастерство, усердно изучал археологию, историю и этнографию, ездил в экспедиции и использовал в работе найденные приёмы древнерусского декоративно-прикладного творчества. Обращаясь к сказкам и былинам, сумел прочувствовать ритм и подчеркнуть их «русскость», создал свой собственный «билибинский стиль», преображающий реальность и знания в образы искусства.

Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

Биография Ивана Билибина

Иван Билибин появился на свет 4 августа 1876 года в селе Тарховка Санкт-Петербургской губернии. Будучи из уважаемой семьи дворянского сословия, он имел хорошие возможности для образования и прилежно учился. В 1896 году закончил гимназию с серебряной медалью, а спустя ещё четыре года — юридический факультет Петербургского университета, куда поступил по настоянию отца.

Иван Билибин. Иллюстрация «Сказка о золотом петушке», 1906

Будущий художник с детских лет тяготел к рисованию. Обучение в гимназии и университете успешно сочетал с насыщенной программой освоения изобразительных искусств. Позже он скажет: «Насколько себя помню, я рисовал всегда». С 1895 года Иван Билибин посещает Императорскую школу Общества поощрения художников. Любит изображать природу, осваивает различные техники живописи.

Иван Билибин. Декорация к опере «Руслан и Людмила», 1913

Во время университетских каникул, он отправляется в Мюнхен в школу прославленного художника-педагога Антона Ашбе (Anton Azbe). Именно в стенах этого заведения закладывается основа графического кредо Билибина — отточенная напряжённая линия, лаконично обозначающая объёмную форму. В живописной манере происходит «кристаллизация цвета». Акварельные краски не смешиваются на палитре, а наносятся на холст рядом друг с другом, создавая насыщенный и чистый цветовой спектр.

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и пречистой деве Февронии», 1929

По возвращении в Россию вплоть до 1904 года молодой живописец обучается у Ильи Репина. Под руководством опытного наставника его художественные взгляды быстро эволюционируют. Овладевая мастерством, Иван Билибин подходит к пониманию насущных задач искусства, вдохновляется творчеством Виктора Васнецова и определяет свой путь — иллюстративный жанр, верность которому сохраняет до конца жизни.

Иван Билибин. Иллюстрация «Иван-царевич и Царевна-лягушка», 1930

Сблизившись с «Миром искусства», объединением прогрессивных петербургских художников, Иван Билибин охватывает новые течения, появляющиеся в искусстве, соотносит увиденное со своими интересами, формирует задачи. Непрерывный профессиональный рост и тяга к знаниям приводят молодого мастера к успеху и популярности.

Иван Билибин. Иллюстрация «Вольга», 1902

После Октябрьской революции в феврале 1920 года Иван Яковлевич покидает страну и оказывается в Египте. Восток его буквально ошеломляет видами, красками и традициями. В Каире художник открывает мастерскую. Не найдя любимой работы с иллюстрациями, он пишет портреты, выполняет декоративные панно в византийском стиле. Увлекается египтологией, изучает древние мусульманские и коптские искусства, много путешествует по странам Ближнего Востока.

Иван Билибин. Иллюстрация «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», 1899

В 1925 году Иван Яковлевич переезжает в Париж, где возобновляет работу как иллюстратор и театральный декоратор. После мирового финансового кризиса, ставшего трагедией для мигрантов, некогда востребованный художник остаётся без заказов и возвращается на Родину.

Иван Билибин. Иллюстрация «Сказки русской бабушки», 1929

Последние годы жизни Иван Билибин живёт в Ленинграде, преподаёт графику в Академии художеств, оформляет книги и декорации к спектаклям. В начале Великой Отечественной войны он отказывается от эвакуации, потому что «из осаждённых крепостей не бегут, их защищают». А 7 февраля 1942 года умирает от истощения организма, вызванного голодом.

Самые известные картины Ивана Билибина

Большая часть наследия мастера собрана и представлена в музее Ивангорода Ленинградской области. Некоторые из наиболее известных картин Ивана Билибина:

  • «Пейзаж» (1901) — одна из ранних работ, в реальной теме русской деревни отражена декоративность и сказочность, свойственная иллюстрациям мастера.
  • «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» (1899) — витязь на распутье и чётко прописанная надпись на камне отражают философскую составляющую народного творчества.
  • «Вольга» (1902) — для написания былинного богатыря со своей дружиной мастер тщательно изучил старинные мотивы и сокровищницу Московского Кремля.
  • «Золотой петушок» (1909) — эскиз декорации к одноимённой опере Римского-Корсакова, поставленной Сергеем Зиминым в Оперном театре, предусматривает выход артистов с разных сторон сцены.
  • «Сказки русской бабушки» (1929) — одна из восьми иллюстраций серии, известной также под названием «Сказки избы» выполненной мастером в Париже.
  • «Страшный суд» (1936) — эскиз фрески для храма Успения Богородицы на Ольшанах в Праге.
  • «Дюк Степанович» (1941) — последняя незаконченная композиция художника.
Иван Билибин. Картина «Пейзаж», 1901
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Золотой петушок», 1909
Иван Билибин. Эскиз фрески «Страшный суд» (фрагмент), 1936
Иван Билибин. Иллюстрация «Дюк Степанович», 1941

Картины Ивана Билибина, сочетающие лаконичные формы с философской концепцией, вобрали в себя опыт былых веков. Его самобытное творчество отразило разумность и красоту родной земли, оставило яркий след в русском и мировом искусстве.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится