Есть такие регалии и в российском Алмазном фонде, а настоящим бриллиантом этой коллекции является Большая императорская корона, впечатляющая не только своим величественным видом, но и историей создания. Более того, оценить этот шедевр ювелирного искусства вообще не представляется возможным.
История этого уникального венца приходится на период государственного переворота, в результате которого был свергнут с престола Петр III. Именно Екатерина II, которая готовилась к восшествию на трон, сразу подняла вопрос о том, чтобы создать собственные атрибуты императорской власти, где главной регалией должна была стать корона. Заказ на выполнения столь важной работы был отдан группе мастеров ювелирного дела под руководством француза Жереми Позье и швейцарца Георга Фридриха Экарта, которые на тот момент уже довольно долго жили в России. Куратором создания короны императрица назначила Ивана Бецкого.
Нельзя сказать, что процесс изготовления главной императорской регалии был простым и прошёл без сложностей. Во-первых, коронация была назначения на 22 сентября 1762 года, поэтому на работу было всего два с половиной месяца. Затем появились проблемы с эскизом: тот, который нарисовал Позье, был в гневе разорван Экартом из-за того, что последний посчитал его никудышным. Швейцарский ювелир создал собственный вариант короны, который в итоге и утвердили. Но инкрустация венца драгоценными камнями всё равно была доверена Позье, и команде из десяти мастеров: шести австрийцев, троих русских и одного француза.
Несмотря на сжатые сроки, работа над Большой императорской короной была завершена точно в срок. Екатерина II примерила венец и была удовлетворена, в частности, потому, что по весу он был не слишком тяжёлым, а значит, императрица была уверена, что сумеет удержать его на голове несколько часов, пока будет идти церемония коронации. За добросовестную работу все мастера, занятые в создании короны были премированы сверх оклада.
Большая императорская корона имеет собственную символику. Так, полушария венца обозначают единение Востока и Запада, окаймление листьями лавра — символом власти и славы, листья дуба — нерушимости монархической власти. Сам Позье так высказался о своём творении: «Я предпочёл самые крупные камни, которые уже не были в моде, и так я создал одну из самых дорогих драгоценностей, существовавших когда-либо в Европе».
Регалия создана из немыслимого количества драгоценных металлов и камней: на корону ушло 75 жемчужин, примерно пять тысяч бриллиантов, один фунт золота и двадцать фунтов серебра, а венчает её красный шпинель, купленный в Пекине в XVII столетии русским послом Николаем Спафарием, а внутри она обита красным бархатом. В высоту корона с крестом достигает 27,5 сантиметров, длина нижней окружности — 64 сантиметров. Общий вес украшения — составляет почти два килограмма.
Само собой, что стоимость этого ювелирного шедевра просто огромна: на момент изготовления его оценивали примерно в два миллиона рублей, однако современные мастера даже не берутся подсчитывать, сколько бы он сейчас стоил. Впрочем, исторического значения Большой императорской короны это нисколько не умаляет, ведь после Екатерины Великой ею венчались все последующие российские монархи, включая Николая II.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что после того, как в первые годы существования Советского Союза часть камней было продана, через некоторое время о регалии всё-таки вспомнили, отреставрировали и строго охраняют. На сегодняшний день Большая императорская корона является неотчуждаемой государственной собственностью, хранится в Алмазном фонде России и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля. Но увидеть подобную красоту в других городах всё-таки можно: несколько лет назад была создана реплика регалии, которую и возят по различным экспозициям в регионах и других странах.