Биографы начала века склонны были представлять ее как существо хрупкое, неземное и бестелесное, но ее переписка и воспоминания «сестер» - так она называла своих подруг-художниц – опровергают эту «призрачность».
Хелена родилась в семье начальника железнодорожной мастерской. Мрачный отпечаток на всю ее жизнь наложил полученный в детстве перелом бедренной кости - кость плохо и долго срасталась, в итоге одна нога Хелены оказалась короче другой. Хелена не могла носиться по улице и играть в подвижные игры, и это повлияло на ее характер - девочка стала замкнутой, закрытой. В одиннадцатилетнем возрасте Хелена начала изучать живопись. Для девочек из буржуазных семей это было частью необходимой образовательной программы наряду с рукоделием и музыкой, однако брак, отсутствие финансирования для женщин-художниц и общественные предрассудки обычно становились препятствием в их творческом развитии. Впрочем, именно в это время женщины решительно штурмуют финский художественный Олимп, не желая мириться с участью хранительниц очага.
Творческий путь Хелены на какое-то время был прерван трагедией – умер отец, оставив вдову с двумя детьми. Семье пришлось перебраться в провинцию. Но именно здесь Хелена познакомилась с Адольфом вон Беккером – в его академии она продолжила учиться живописи и впоследствии отзывалась с благодарностью о своих первых учителях. В годы учебы она знакомится с Хеленой Вестермарк – их близкая дружба продлится почти всю жизнь…
Хелена была очень успешна в обучении, хотя выбор тем смущал преподавателей. Она, стремясь выйти за рамки «женской тематики», писала масштабные полотна с натуралистичными батальными сценами. В 1880 году она получила стипендию от Правительственного сената и отправилась в Париж, затем посетила Бретань, работала в Англии. Стремительно развивающееся французское искусство наложило отпечаток на творческую манеру Хелены, но на родине ее эксперименты считали неприлично радикальными.
Кроме того, за границей художница по заданию финского Общества любителей искусства выполняет этюды-репродукции с картин ренессансных художников, у которых перенимает условность изображения и сложный колорит.
Хелена совершает поворот к символизму, ее линии становятся более утонченными, формы – более плоскими и стилизованными, возникает интерес к графике.
В 1890-х годах в ее творчестве наступает пауза. Хелена начинает преподавать в художественной школе Общества любителей искусства, и это серьезно сказывается на ее здоровье. Преподавание психологически выматывает ее, и Хелена постоянно вынуждена брать отпуск по болезни. В конце концов она находит в себе силы бросить занятие, которое мешает ей заниматься искусством.
Вместе с матерью Хелена уезжает в Хювинкяя, где снова обретает радость рисования. Она практически ни с кем не общается в эти годы, не следит за развитием искусства, занимаясь только собственными поисками. Правда, ее мать недовольна, искусство – неподходящее занятие для женщины. При этом для брата Хелен, Магнуса (впоследствии известного архитектора), занятия искусством вовсе не предосудительны…
Уединение семейства Шерфбек прервал торговец предметами искусства Ëста Стенман. Он был потрясен работами художницы и в 1917 году организовал ее персональную выставку. После смерти матери спокойно работать Хелене мешала… слава. Она начинает общаться с молодыми художниками, критиками и поклонниками ее творчества, снова ездит за границу, где изучает творчество постимпрессионистов. В ее работах постепенно исчезает цветность, изображение строится из вспышек света и глубокой тени, полотна и графика становятся все более аскетичными.
В годы войны все тот же Ёста Стенман устроил ее переезд в Швецию, где она прожила до конца своих дней. Там многие отзывались о творчестве Хелены так: «Она моложе всех «молодых художников».
Хелена в своей творческой эволюции приходит к особой интимности и психологизму изображений. Широкие мазки и мастерски выверенные линии, узнаваемые образы, созданные лишь парой пятен и штрихов… Большая часть сохранившихся работ Хелены – это портреты, иногда – натюрморты и пейзажи, представляющие собой словно истончающиеся остаточные впечатления, призрак реальности. Из ста двадцати работ Хелены около двух десятков – это автопортреты, по котором нетрудно отследить изменение стиля и мировосприятия художницы.
От мечтательных и реалистичных портретов она приходит к безжалостно неприглядным изображениям, тающим в тумане фантомам…
Темы больного ребенка по тем или иным причинам касались многие художники конца XIX века – пара набросков, этюды, иногда – одна завершенная или брошенная на середине работа… Но Хелена возвращалась к этому сюжету девять раз на протяжении своей карьеры, словно пытаясь осмыслить свое детство.
В художественных кругах Финляндии Шерфбек не находила понимания, ее критиковали то за излишний натурализм, то за грубость и «некрасивость» рисунков.
Ее поддерживали лишь «сестры», такие же финские художницы, и она глубоко ценила отношения с Хеленой Вестермарк, Марией Вийкки и Адой Тилен.
Удивительно, но даже личная жизнь Хелены была разрушена непониманием и общественными предрассудками – притом что художница придерживалась достаточно традиционных представлений о семье и браке.
Мать ее возлюбленного настояла на расторжении помолвки, решив, что хромота девушки – следствие туберкулеза. Хелена мечтала усыновить ребенка – но и здесь столкнулась с осуждением…
По-настоящему интерес к творчеству Шерфбек разгорелся в 1990-х годах, когда о ее творчестве стало известно за пределами Финляндии. Художница, творившая на рубеже веков, стала по-настоящему известна лишь на рубеже тысячелетий – и теперь по праву занимает свое место в числе ярких фигур европейского символизма.