Как керамика Пикассо, которую недолюбливали критики, смогла завоевать мир
0
863
просмотров
В течение некоторого времени керамическое искусство Пабло Пикассо не пользовалось большой популярностью среди искусствоведов. Это было воспринято как упадок творчества художника и как растрата таланта, особенно по сравнению с его новаторскими картинами.

Негативная репутация его керамики уникальной формы изменилась в 1980-х годах, когда идея модернизма как линейного движения была разрушена. После этого керамика Пикассо получала всё большее признание, и эти работы, наконец, стали считаться важными составляющими его послевоенного искусства.

Предыстория

Предыстория Слева направо: Пабло Пикассо. \ Пабло Пикассо с одним из своих керамических произведений, 1948 год.

Пабло начал создавать свои обширные коллекции керамики в 1947 году в гончарной мастерской Мадура, расположенной во французской коммуне Валлорис. Владельцы гончарной мастерской Сюзанна и Жорж Реми пригласили художника поработать в их студии. В то время город превратился в центр художественной керамики. Годом ранее, в 1946 году, Пабло посетил выставку керамики в Валлорисе и был настолько вдохновлён местным ремеслом, что начал работать с материалом. Керамика стала важной формой художественного выражения для него после Второй мировой войны. Искусствовед Таня Харрод как-то упомянула о том, что интерес Пикассо к керамике в Валлорисе совпал с годами его необычайной творческой энергии – своего рода послевоенной экспансивности и празднования жизни, в скором времени ставшим великим произведением искусства.

Любовь к керамике

Любовь к керамике Подборки из коллекции керамики Пабло Пикассо.

Одной из возможных причин интереса Пабло к керамическому искусству было то, что керамика Валлориса напомнила ему крестьянскую керамику южной Испании. В то время как традиционная керамика переживала упадок в других странах, таких как Англия или Франция, производство испанской крестьянской керамики всё ещё было активным. Испанский художник-керамист Хосеп Льоренс и Артигас написал книгу об этой продолжающейся традиции под названием «Испанская народная керамика сегодня» в 1974 году.

Керамические тарелки из коллекции керамики Пабло Пикассо.

Формы и украшения сосудов, представленных в книге, часто очень похожи на керамику Пикассо. Использование художником зооморфных форм и объёмной, грубой керамики с изогнутыми ручками также можно найти в изображении традиционной испанской керамики в книге. Пабло меньше заботило качество материала, чем видимая связь произведения искусства с испанской традицией крестьянской керамики.

Кувшины и вазы и керамической коллекции Пабло Пикассо.

Ещё одной причиной интереса Пабло к керамике была доступность этого вида искусства. Продавая керамику, он смог сделать своё эксклюзивное искусство доступным для широкой публики. Оригинальные работы, сделанные художником, были воспроизведены и пронумерованы. Таким образом, можно было продать большее количество его работ, в отличие от картин, которые были невоспроизводимыми и очень дорогими. Таким образом, керамика Пикассо была доступна по более низкой цене и, в конечном счёте, для более широкой аудитории. Жорж Рами, который был владельцем студии, в которой работал Пикассо, написал: «Пабло решил, что, помимо его оригинальной личной работы, следует открыть коллекцию работ, задуманную таким образом, чтобы каждую из них можно было повторить в определённом количестве копий».

Слева направо: Сова, Пабло Пикассо, 1969 год. \ Hibou Brilliant, Пабло Пикассо, 1955 год.

В 1950-х и 1960-х годах люди могли купить керамику Пабло менее чем за сто фунтов стерлингов, в то время как его картины были доступны только богатым любителям искусства. Это желание сделать свои работы более инклюзивными усилилось после того, как он вступил во Французскую коммунистическую партию в 1944 году. Не только низкая цена, но и форма искусства сделали керамику Пабло более доступной для людей. В то время как современное искусство часто было трудным для понимания и казалось эксклюзивным, керамика была хорошо известной и традиционной формой искусства, которую люди могли демонстрировать, ежедневно наслаждаясь ею в собственных домах.

Слева направо: Лицо со смеющимися глазами, Пабло Пикассо, 1969 год. \ Прекрасная женщина, Пабло Пикассо, 1951 год.

Он также чувствовал, что керамика даст ему возможность объединить живопись и скульптуру. Создавая и украшая керамику, художник мог перенести характеристики своих кубистических картин на трехмерные объекты. Его керамическое искусство позволяло зрителям ощутить пространственные качества живописи, а также множество перспектив, открывающихся при перемещении скульптуры или предмета.

Слева направо: Женщина, Пабло Пикассо, 1955 год. \ Стакан абсента, Пабло Пикассо, 1914 год.

Интерес Пабло к связи, казалось бы, парадоксальных вещей, таких как живопись и скульптура, также виден в одной из его ранних работ под названием «Стакан абсента». Скульптура изображает типичную форму стакана, который используется для подачи абсента. На нём также изображена специальная шумовка с кубиком сахара сверху. Абсент обычно подают, наливая ликёр на кубик сахара. Затем жидкость капает через шумовку в стакан. В то время как стакан и кубик сахара Пикассо сделаны из бронзы, ложка для абсента с прорезью настоящая.

Лицо в профиль, Пабло Пикассо, 1953 год.

Он нарисовал скульптуру вручную точно так же, как делал это со своим керамическим искусством. Бокал абсента не только сочетает в себе живопись и скульптуру, но и экспериментирует с включением повседневных предметов в искусство. Как в своей керамике, так и в «Стакане абсента» художник объединяет, казалось бы, противоположные вещи, такие как искусство и обычные предметы, столовые приборы или посуда, а также искусство живописи и скульптуры. Он подходяще описал процесс изготовления «Стакана абсента», сказав: «Меня интересовала связь между настоящей ложкой и моделированным стаканом. В том, как они сталкивались друг с другом».

Керамические изделия Пабло Пикассо.

Поскольку Пабло не учился на керамиста, он научился этому ремеслу, экспериментируя с материалами. В то время как предметы были изготовлены профессиональными гончарами в Мадурской керамической мастерской, он переделывал их, чтобы создать своё уникальное керамическое искусство. Художник изменил форму, выгравировал и раскрасил керамику. По словам швейцарского мецената и коллекционера произведений искусства Жоржа Блоха, Пабло использовал различные инструменты для создания рисунков для некоторых своих керамических изделий, таких как резцы и скошенные долота, а также тупые карандаши, ножи или любой другой предмет, который был у него под рукой.

Слева направо: Кувшин сова, Пабло Пикассо, 1955 год. \ Тараск, Пабло Пикассо, 1954 год.

Благодаря своему графическому образованию он имел опыт гравировки и создания литографий. Этот опыт не только дал ему необходимые навыки для гравировки своей керамики, но и сумел объяснить, почему он решил выпускать пронумерованные издания своей керамики, как это принято для воспроизведения графики. Это особенно интересно, так как было довольно необычно выпускать пронумерованные издания керамики. Более простая керамика Пабло, такая как гравированные пластины, часто воспроизводилась с помощью пресс-форм. Его более сложные изделия, такие как замысловатые сосуды и вазы, обычно воссоздавались вручную. Художник создавал оригинальные предметы для своих изданий, а мастера воссоздавали их, работая строго по моделям Пикассо. В оформлении керамики Пабло представлены темы, цвета и упрощённый стиль, а также грубые мазки кисти, характерные для его художественного искусства поздних лет.

Canard pique-fleurs, Пабло Пикассо, 1951 год.

В 1998 году Ричард Стоун написал для Artforum International: «Работа в гончарной мастерской в Валлорисе, безусловно, породила идеи, которые стали фирменными знаками позднего стиля живописи Пикассо – быстрое, свободное обращение, нетерпеливое стремление к завершению, предвосхищающее те линейные портреты головы и плеч на простом фоне, которые появятся несколько лет спустя. Сравнение с детскими рисунками голов на белой бумаге очевидно, но следует сказать, что Пабло никогда не путал свои цели: лёгкость и юмор керамических изделий были характерны для этой среды».

Наследие

Наследие Jacqueline au Chevalet, Пабло Пикассо, 1956 год.

Несмотря на то, что керамическое искусство Пабло в течение некоторого времени не рассматривалось как эквивалент остальной части его работ, общественное и критическое мнение о его керамике с тех пор изменилось. Сын художника описал связь Пикассо с его керамическим искусством как глубокую и личную. Ведь даже сам художник считал свою керамику личной, создание его тарелок и сосудов было далеко не просто хобби. Наряду с выставкой, обзор «Пикассо: керамика», опубликованный Музеем современного искусства Луизианы в Дании, показывает, что художник ценил эксперименты и возможности керамики как художественного средства. Всё больше и больше музеев выставляют керамику Пабло и рассматривают её как важную часть его творчества, особо сильно акцентируя на ней внимание в последнее время.

Маленькое лицо № 65, Пабло Пикассо, 1963 год.

Керамические изделия Пабло становятся всё более популярными и, следовательно, являются предметом различных публикаций, выставок и аукционов. Аукционный дом Christie's даже опубликовал руководство по коллекционированию керамики Пикассо, и с 2015 по 2016 год цены на керамику художника взлетели. За это время Sotheby's продал терракотовую фигурку совы высотой в фут, сделанную Пикассо в 1953 году, почти за два миллиона долларов, продемонстрировав невероятную ценность керамических изделий, когда-то созданных легендарным художником.

А в продолжение темы о гении кубизма и сюрреализма, читайте также о том, что общего между работами Пикассо и античностью, и почему его творчество настолько сильно ценится во всём мире.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится