Природный ландшафт северной части округа Цзиньюнь (Jinyun), что в китайской провинции Чжэцзян, на протяжении не одной сотни лет формировался не только под воздействием климатических условий. В большей степени рельеф был изменен вследствие горнодобывающей деятельности людей. Как известно, Цзиньюнь богат ресурсами туфа, что закрепило за этой местностью еще одно название – Каменный город.
Жители этого района разрабатывали месторождения камня, создавая причудливые пещеры или глубокие карьеры. Несмотря на то, что все эти работы велись не в промышленных масштабах, а ради заработка или для строительства собственных жилищ, тем не менее в этом регионе насчитывается более 3 тыс. карьеров и гротов. Тысячелетняя добыча ископаемых превратила эту местность в крупномасштабные руины каменоломен, широко известные как «Яньдан».
Большинство из них пришли в упадок, хотя нашлись предприимчивые местные жители, которые на свой лад используют масштабные пустоты, созданные тяжелым трудом предков. Некоторые гроты превратили в птицефермы, другие в склады, а глубокие карьеры – в пруды для разведения рыбы. Дошла очередь и у властей до карьеров и пещер, которые решили трансформировать так, чтобы дать возможность людям, живущим в этой местности (здесь издревле имеется огромный дефицит плодородных земель), самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не покидая насиженные места.
Стремясь создать новые возможности, которые могли бы противостоять забвению сельских районов, они предложили новые экономические перспективы, направленные на организацию и развитие туристической инфраструктуры. Тем более, что все предпосылки для этого создала сама матушка-природа. Впечатляющий природный ландшафт, наличие вулканических горных пород необычной формы, испещренных входами в каменоломни или глубокими карьерами, превратившихся в глубокие озера – все это само по себе является достопримечательностью, которой нужна лишь огранка.
Примечательно: В 2021 году местная администрация поручила архитектору Сюй Тяньтяну (Xu Tiantian) и его студии DnA_Design and Architecture превратить 9 заброшенных карьеров в долине Сянду в необычные культурные пространства. Щадящая реновация предполагает не только привлечение туристов, но и направлена на улучшение нарушенного вмешательством не одного поколения людей природного равновесия.
В этом контексте и идет реализация пилотного проекта, который в первую очередь направлен на примирение с природой. Вторым пунктом задач, поставленных перед специалистами студии DnA_Design and Architecture, стало «оживление уникального ландшафта с помощью небольших вмешательств, призванных улучшить карьеры с экологической точки зрения, превращая их в социальную и культурную инфраструктуру, чтобы принести пользу как местному населению, так и посетителям».
Для того чтобы передать всю красоту природного начала и подчеркнуть историческое наследие, каким бы пагубным оно не оказалось, дизайнерам и мастерам-камнетесам пришлось вручную создавать особенный мир, чтобы дать возможность публике испытать пространственное ощущение пребывания в каменоломнях Jinyun.
«Повторное использование заброшенных карьеров призвано воссоединить местное сообщество с его тысячелетней историей и наследием. Сам проект предусматривает минимальное вмешательство, такой себе микроремонт и модернизацию, пространственной трансформации различных образований в округе», – делится своими мыслями создатель и идейный вдохновитель студии Сюй Тяньтянь.
Всего лишь за 1 год специалистам студии DnA_Design and Architecture вручную удалось трансформировать сразу 3 карьера, облагородив площадь в пределах 1 км. Помимо того, что были созданы поистине уникальные объекты, их соединили между собой пешеходными дорожками, переходами и лестницами, которые повышают потенциал местности, давая возможность посетителям увидеть весь масштаб и красоту живописного окружения.
Горная порода у каждого карьера имеет свои физические характеристики, поэтому неудивительно, что структура камня, его фактура и цвет кардинально отличается друг от друга даже внутри одного объекта, что привносит особую атмосферу. Так, например, в карьере под номером 9 преобладает легкая, сцементированная, пористая вулканическая горная порода под названием туф красного цвета, что кардинально отличает ее от соседних гротов.
Еще одной отличительной чертой Карьера №9 (Quarry 9) является его форма. Внутреннее пространство на дне карьера имеет форму конуса, восходящего вверх, как крутая наклонная «крыша», сквозь которую настойчиво пробивается солнечный свет. Этот каменный мешок является типичным примером нисходящей добычи полезных ископаемых, при которой в самой нижней части карьера использовались машины. Это позволило изначально создать почти вертикальные стены, в то время как добыча вручную, производимая в верхней части, привела к образованию конической формы.
Благодаря смешению технологий образовалась структура похожая на церковь, где всегда присутствуют впечатляющие акустические эффекты. После различных испытаний и доработок акустическая среда была усилена с помощью напольного покрытия, боковых перил, а также управляемыми звукопоглощающими технологиями, чтобы это пространство можно было использовать для различных целей. Несмотря на многофункциональность этого карьера, получившего название «Сценическое пространство», его планируют использовать для проведения концертов, театральных представлений или лекций.
А вот Quarry 8 (Карьер №8), получивший название Space, был превращен в библиотеку под открытым небом. Существующие каменные платформы и углубления были полностью сохранены. Некоторые части карьера адаптированы под установку стеллажей с книгами. Другие же превращены в ступени, правда, пришлось использовать бетон и стальные конструкции, которые укрепили структуру и помогли создать эффектные площадки, переходы и перила для безопасности. Также была установлена соответствующая мебель, позволяющая присесть в укромном уголке или за большой общий стол и полистать/почитать понравившуюся книгу. В качестве стульев можно использовать и ступени лестницы, покрытые прессованным бамбуком.
В карьере под №10, расположенном на западной стороне дороги, который на данный момент является отправной точкой путешествия по реконструированным гротам, посетители смогут собственными глазами увидеть, как происходила добыча камня. Местные каменотесы ежедневно будут демонстрировать зрителям в природной мастерской настоящую работу с вулканической породой.
Поскольку этот вид ремесла, длительное время господствовавший в этом районе, уже давно исчез, многим будет интересно узнать, как это происходило. Естественно, демонстрационная площадка и балкон, откуда посетители могут смотреть на работу мастеров, максимально защищены от падения камней, а также укреплены все зоны, где могут находиться люди. Стоит отметить, что этот карьер имеет только три закрытых стороны, что позволяет зрителям наблюдать не только за представлением, но и любоваться открывающимися пейзажами.