Как отец и сын Еременко сыграли в кино собственные судьбы
0
760
просмотров
20 лет назад, 27 мая 2001 г., оборвалась жизнь известного актера и режиссера Николая Еременко-младшего. Всего за год до этого не стало его отца – звезды кино 1960-х – 1970-х гг., народного артиста СССР Николая Еременко-старшего.

Когда отец приступил к съемкам в «Вечном зове», его сын только начинал свой путь в актерской профессии, а когда вышли последние серии киноэпопеи, имя Еременко-младшего уже гремело на всю страну после фильмов «Красное и черное», «31 июня», «Пираты ХХ века». Но особенными и для отца, и для сына стали не те роли, которые принесли им всесоюзную славу, а те, в которых они словно сыграли самих себя.

Юность в лагерях

Юность в лагерях Николай Еременко-старший в фильме *Впереди – крутой поворот*, 1960

Николаю Еременко-старшему пришлось повзрослеть очень рано. Его родители развелись вскоре после его рождения. Чтобы помочь матери, он, окончив семилетку и ремесленное училище, пошел работать токарем на завод. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Он подделал свои документы, приписав себе 3 года, чтобы поступить в школу младших лейтенантов, и в начале 1942 г. ушел на фронт. В июле того же года Николай попал в плен и 3 года провел на каменоломнях в концлагере под Штутгартом. После победы он был освобожден, но из одного лагеря сразу же попал в другой – фильтрационный, организованный НКВД. После долгих проверок его освободили и восстановили в звании.

Николай Еременко-старший в фильме *Впереди – крутой поворот*, 1960

Осеню 1945 г. Николай отправился к матери в Витебск. Еще в школе ему нравилось выступать на сцене, он участвовал во всех творческих вечерах и праздничных спектаклях, и после возвращения с фронта Еременко устроился в районный Дом культуры и начал заниматься в театральной студии. На его актерский талант первым обратил внимание известный белорусский актер Александр Ильинский: однажды в Витебске проводили театральный смотр, и артист посоветовал ему получить актерское образование. Еременко окончил театральную студию при Театре имени Якуба Коласа и начал выступать в том же театре. Там он провел 11 лет, а затем его пригласили в Минск, в Белорусский академический театр им. Я. Купалы, которому отдал 40 лет своей жизни.

Как Сергей Герасимов зажег звезду Николая Еременко

Как Сергей Герасимов зажег звезду Николая Еременко Кадр из фильма *Погоня*, 1965

Однажды кто-то посоветовал актеру отправить свою анкету и фотографии на киностудию «Беларусьфильм», и в 1960 г., в 34 года Николай Еременко дебютировал в кино, снявший в фильмах «Впереди – крутой поворот» и «Первые испытания». Возможно, имя актера никогда бы не стало известно широкой аудитории, если бы не судьбоносная встреча с Сергеем Герасимовым. Впервые знаменитый режиссер увидел Николая Еременко в Минске на спектакле, где он играл летчика и так впечатлил режиссера в этом образе, что Герасимов пришел з кулисы и сказал ему: «Такие герои сделали нашу победу!»

Николай Еременко-старший в фильме *Люди и звери*, 1962

А в 1961 г. Еременко увидел в «Литературной газете» сценарий будущего фильма Сергея Герасимова «Люди и звери», написанный его женой, актрисой Тамарой Макаровой. Эта история поразила его сходством с его собственной судьбой: главный герой, командир Красной армии, попал в немецкий плен, а после 1945 г. долго не решался вернуться на родину, опасаясь попасть в ГУЛАГ. Прочитав сценарий, Еременко тут же написал Герасимову письмо с просьбой вызвать его на пробы.

Николай Еременко-старший в фильме *Люди и звери*, 1962

Позже Сергей Герасимов вспоминал: «При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль. Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту – налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино».

Кадр из фильма *Вечный зов*, 1973-1983

В 1962 г. фильм «Люди и звери» посмотрело больше 40 млн зрителей, и к Николаю Еременко пришла всесоюзная популярность. Так случилась, что роль, в которой он узнал самого себя, открыла ему путь в большой кинематограф. После этого актер регулярно получал новые предложения от режиссеров, и в 1960-х – 1970-х гг. он стал одним из самых востребованных артистов советского кино, сыграв запоминающиеся роли в фильмах «Дни летные», «Погоня», «Вечный зов» и др. В 1970-х гг. к его фамилии стали добавлять «старший», ведь уже через 10 лет после его собственного кинодебюта взошла звезда сына, его полного тезки.

Наследник актерской династии

Наследник актерской династии Николай Еременко с родителями

Матерью Николая была актриса того же Национального академического театра им. Я. Купалы, народная артистка Белорусской ССР Галина Орлова. В кино она практически не снималась, посвятив всю свою жизнь театру и заботам о семье. Собственная карьера никогда не стояла для нее на первом плане, ведь успехи мужа и сына были для нее куда более значимыми. Она гордилась своим супругом и писала о нем: «Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера… Твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят».

Николай Еременко в фильме *Красное и черное*, 1976

В 1949 г. у них родился сын, которого назвали в честь отца Николаем. Все свое детство он провел за кулисами театра, и уже в школьные годы у него не было никаких сомнений по поводу выбора будущей профессии. Еременко-младший не скрывал того, что попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова ему помог отец. Благодаря режиссеру, который зажег звезду Еременко-старшего, его сын дебютировал в кино, в фильме Герасимова «У озера». А широкая популярность пришла к нему через 7 лет, после главной роли в фильме «Красное и черное».

Николай Еременко в фильме *31 июня*, 1978

В 1970-х гг. Еременко-младший уже был не менее известным актером, чем его отец, и из-за этого часто возникала путаница. Он вспоминал: «Когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к отцу в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано: «Николай Еременко», все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?».

Кадр из фильма *В поисках капитана Гранта*, 1985

В 1970-1980-х гг. резонансные фильмы с участием Еременко-младшего выходили один за другим: «Трактир на Пятницкой», «31 июня», «Пираты ХХ века», «Юность Петра», «В поисках капитана Гранта» и др. Актер не скрывал, что ему не удалось не поддаться звездной болезни: ему вскружили голову всесоюзная слава и невероятный успех у противоположного пола. Он признавался, что был тогда слишком заносчивым и высокомерным, из-за чего потерял многих друзей. Еременко начал злоупотреблять алкоголем, что негативно отразилось на его здоровье.

Еременко-старший и Еременко-младший в фильме *Сын за отца*, 1995

В 1990-х гг. его отцу предлагали все меньше ролей, состояние его здоровья ухудшилось, он перенес инфаркт. В 1995 г. Еременко-младший дебютировал в качестве режиссера и снял свой единственный фильм «Сын за отца», в котором они снялись вместе с отцом. Эта киноработа стала одной из последних в фильмографии Еременко-старшего. Это была история основателя частной клиники, врача-бизнесмена, помогающего отцу, профессору медицины, приспособиться к новым жизненным реалиям в условиях капитализма. К сожалению, за кадром Еременко-старший свыкнуться с новой действительностью так и не смог. И в жизни, и в кино после распада Союза правили бал совсем другие герои. 30 июня 2000 г. он ушел из жизни после сердечного приступа.

Режим самоуничтожения

Режим самоуничтожения Актер с родителями

Сын пережил его всего на 11 месяцев. Близкие Еременко-младшего считали, что он сам приблизил свой уход. Его мать говорила, что в последние 10 лет у него словно включился механизм самоуничтожения, а его сокурсница Нина Маслова говорила: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения». Уход отца окончательно его подкосил.

Кадр из фильма *Подари мне лунный свет*, 2001

Одной из последних ролей в кино Еременко-младшего стал главный герой фильма «Подари мне лунный свет». Многие его знакомые говорили, что он словно сыграл самого себя – успешную звезду телевидения, переживающую кризис среднего возраста. Слава и признание не смогли заполнить его внутренней пустоты, что разрушало личные отношения. Его герой размышлял о любви и небытии, пытаясь понять, ради чего пришел в этот мир, и произносил фразу «Я пока еще живой!», которая заставляла зрителей плакать на премьере фильма. Ведь когда она состоялась, актера уже не было в живых. Однажды вечером он выпил, ему стало плохо, но Николай запретил своей гражданской жене вызывать «скорую». А когда все-таки она это сделала, было уже поздно – у актера случился инсульт, и спасти его не удалось. 27 мая 2001 г. его не стало. Ему было всего 52 года. Тяжелее всего его уход перенесла мать, ведь ей довелось пережить и мужа, и сына…

Народный артист России Николай Еременко-младший

В отличие от отца, сын однолюбом не был и всю жизнь провел в поисках счастья: Николай Еременко: 25 лет брака и заблудившееся счастье известного актера

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится