Как Петербург изображен в русской классике
0
545
просмотров
Город в литературном произведении может быть самостоятельным героем. Тогда он не просто точка на карте. Он начинает влиять на повествование, на героев, на сюжет. На примере трех текстов русской литературы, в которых действие происходит в Санкт-Петербурге, разберемся, чем важен город для произведения, и как его изображает автор.

Петербург Достоевского

Сначала, конечно, Достоевский. Писатель родился в Москве, но затем переехал в Петербург, чтобы поступить в училище. Разбирать город можно на примере практически любого романа писателя. Мы остановимся на «Преступлении и наказании» (первая публикация – 1866 год).

В романе город гнетущий. Он давит на героев, он мрачный, серый, а иногда болезненно желтый. Он душный, весь в грязи и помоях, из него не выбраться, разве что на каторгу. Он весь состоит из закоулков и черных лестниц.

Ф.М. Достоевский. Белая ночь Илья Глазунов

Герои «Преступления и наказания» сами чувствуют город, чувствуют атмосферу и тяжесть, которую он создает. В одном из эпизодов Свидригайлов говорит Раскольникову:

Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.<...> Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.

Кроме того, город как будто вынуждает героев совершать поступки, он влияет на них, вызывает отвращение:

Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

Раскольников же с самого начала не может понять Петербург. Город для него – неприятная загадка. В одном из эпизодов романа главный герой смотрит на Неву и размышляет о том, что когда он ходил в университет, то часто останавливался на этом месте и каждый раз удивлялся чувству, которое у него возникало:

Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее.

Петербург Гончарова

За несколько лет до публикации «Преступления и наказания» вышел роман И.А. Гончарова «Обломов» (1859). Писатель учился сначала в Москве, а затем переехал в Петербург на службу. Образ Петербурга «Обломова» отличается от образа Петербурга «Преступления и наказания». Это уже не город бедности и грязи, это город аристократии, город для визитов, прогулок на карете и веток сирени.

В романе Гончарова важна география Петербурга. Писатель использует реальные названия улиц. В начале романа Обломов живет на Гороховой, Ольга – на Морской, а Пшеницына – на Выборгской стороне. Важно визуально представлять места, чтобы осознать, что все-таки случилось с Обломовым в романе (карта №1).

Карта №1

От Адмиралтейства и Александровского сада дороги тянутся в трех направлениях: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Герой живет на улице, на которой раньше жила аристократия, так как в начале романа Обломов еще не до конца погрузился в свой сон.

Большая Морская и Малая Морская улицы (на одной из них живет Ольга) проходят параллельно и пересекаются с Гороховой.  В «Обломове» Петербург – город мостов и каналов. Вода разделяет Обломова и Ольгу, становится препятствием для их встреч. Чтобы добраться до Ольги, Обломову нужно переехать через Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку.

Читая роман, может показаться, что путь до Ольги – очень длинный, учитывая, какие усилия прикладывает герой, чтобы добраться до нее. На самом деле, от начала Гороховой до Большой Морской – всего 20 минут пешком.

Кадр со съемки фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Выборгская сторона отделена от остального Петербурга Невой. Там Обломов находит свою версию Обломовки, изолируется от общества, от движения и от Ольги.

Петербург Толстого

Через десять лет после «Обломова» полностью опубликовали «Войну и мир» (1869 год). В этом тексте образ Петербурга тоже имеет свое значение. Толстой не раз приезжал в этот город и даже какое-то время в нем жил.

В «Войне и мире» можно найти тему противопоставления Москвы Санкт-Петербургу. Прежде всего это видно через семьи. В Петербурге живут Курагины, которые плетут свои интриги, обманывают и высчитывают для себя выгоду от общения с другими людьми, а в Москве – Ростовы – большая, добрая и беззаботная семья.

Кадр из сериала «Война и мир»

Петербург представляется холодным и искусственным городом, тогда как Москва – гостеприимной, честной, добродушной. Важны события, которые происходят с героями в двух городах. Именно в Петербурге Курагин соблазняет Наташу, и она решает с ним сбежать. Тогда как в Москве она начинает ухаживать за раненным Андреем и забывает про Анатоля.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится