Ему явился незнакомец и велел строить...
Необычное сооружение спроектировал художник, скульптор, целитель и, вдобавок ко всему, еще и поклонник эзотерики Ильдар Ханов. Идея пришла к нему после возвращения из путешествия по индийским и тибетским землям. Однажды в далеком 1994 году художник, как обычно, медитировал и вдруг увидел перед собой старца с седой бородой. Явившийся «гость» наказал Ильдару взять в руки лопату, выйти во двор и начать копать. Тот не посмел противиться и так и сделал. В процессе работы и возникло понимание, каким именно будет храм, объединяющий все основные мировые религии.
По другой версии, явившимся Ильдару человеком с бородой был никто иной как сам Иисус, наказавший ему возвести Вселенский храм. На возражения Ханова о том, что у него нет на это средств, Бог сказал: «Ты только начни работу, а помощники найдутся». И якобы не прошло и двух часов с начала строительства фундамента, как к мужчине явился знакомый и, узнав о его начинании, распорядился прислать каменщиков. А потом от неизвестного добродетеля приехали несколько КАМАЗов с кирпичами.
В любом случае, постепенно Ханову, действительно, стали помогать соседи, друзья и все, кто узнавал о его работе. В реализации идеи принимал активное участие художник Святослав Рерих – сын гениального живописца Николая Рериха. С ним Ильдар познакомился во время учебы в Москве еще в советские годы.
Идея Ханова состояла в том, что Бог един – именно поэтому у храма, по его задумке, должны были присутствовать элементы самых разных верований. Так, предполагалось, что у религиозного здания будет 16 куполов и тематических комнат-залов – в честь как ныне существующих, так и уже исчезнувших. В этот разношерстный список Ханов включил и православие, и ислам, и дзен-буддизм, и религию майя, и масонство, и древнеассирийскую религию, и даже внеземной разум.
Шли годы строительства, храм постепенно обретал свои очертания. В 2013 году инициатор идеи, увы, скончался от тяжелого недуга, но его дело продолжили другие энтузиасты.
16 религий и верований
На сегодняшний день в храме созданы еще не все «тематические» залы, но уже есть, например, Египетский, Католический, зал, посвященный Иисусу Христу, зал в честь Будды и Чайная комната. Все они соответствующим образом декорированы. А еще есть помещение, где организован музей, посвященный Ильдару Ханову. В общей сложности же здесь должны были присутствовать залы, посвященные индуистским ведам, учению дао, дзен-буддизму, тибетской религии, индонезийской, египетский, майя, иранским верованиям, зал розенкрейцеров и масонов, а также зал, посвященный протестантству, православию и католицизму. Ну и, как уже упоминалось, планировалось сделать и зал для тех, кто верит в инопланетный разум (что художник, видимо, тоже отнес к своего рода религии).
Отметим, что Храм всех религий никогда не задумывался как место, где проводились бы богослужения. Это, скорее, символ любви к ближнему, толерантности и духовного единения – вне зависимости от того, какой веры ты придерживаешься. А для обычного туриста это просто интересный музей и архитектурный памятник, аналогов которому, пожалуй, нет нигде в мире.
Здесь каждый найдёт своё
С архитектурной точки зрения уникальный комплекс в Старом Аракчине – это несколько зданий, изобилующих большим с числом архитектурных элементов, которые присущи разным религиям. На данный момент тут собраны воедино и мечеть, и православный храм, и синагога, и пагода. Поэтому назвать определенный стиль, в котором построен Храм всех религий, невозможно.
Все сооружения очень яркие, пестрые, помпезные. Тут есть и витражи, и знакомые всем религиозные символы, и удивительный орнамент, так что рассматривать это уникальное строение можно очень долго. И даже несмотря на то, что комплекс так до конца и не достроен, он неизменно вызывает восторг.
Кстати, Храм всех религий не выглядит аляповато или вульгарно. Он больше похож на разноцветный диковинный дворец из детской сказки.
Конечно же, есть множество древних языческих верований, которые не были упомянуты в Храме всех религий. Примитивные культы не настолько значимы, но зато они позволяют лучше узнать наших далеких предков. Вот о чём рассказала археологам статуэтка Богини-матери возрастом 8 000 лет, найденная в Израиле.