Как с давних времен до наших дней менялся облик русских храмов
585
просмотров
Развитию храмовой архитектуры издревле уделялось особое внимание, по этой причине все новые изобретения внедрялись именно в культовых постройках, и Россия не стала исключением. Это влекло за собой стремительное развитие церковного направления в зодчестве, этапы которого легко отследить по сохранившимся объектам, ведь для строительства храмов использовались только самые лучшие материалы и инновационные разработки, появляющиеся на каждом витке истории.

1. Древние храмы, возведенные еще до Крещения Киевской Руси

1. Древние храмы, возведенные еще до Крещения Киевской Руси Храм из песчаника – одно из самых известных культовых сооружений Нижне-Архызского городища (Карачаево-Черкесия).

Благодаря тому, что для возведения культовых сооружений никогда не жалели ни материалы, ни растворы, их скрепляющие, до наших дней сохранилось несколько архитектурных объектов, которые были возведены еще до Крещения Киевской Руси. В Карачаево-Черкесии, например, на территории Нижне-Архызского городища, являющегося уникальным памятником архитектуры X—XII вв., можно увидеть остатки аланского поселения (близь современного поселка Нижний Архыз), среди которых есть и храмовое сооружение. Оно просуществовало до начала XIX века в качестве Кафедрального собора Аланской епархии, а потом о нем забыли до конца XX.

Кафедральный собор Аланской епархии после восстановления (Карачаево-Черкесия).

Архитектурные особенности Храма на Нижне-Архызском городище:

Доподлинно неизвестно, имел ли этот храм такие формы изначально, но то, что он был сложен из редкого по тем временам материала, как для средней полосы России – песчаника, помогло ему дожить до наших дней. Конструктивно храм является трехнефным однокупольным трехапсидным сооружением, с незначительно пониженными угловыми компартиментами и притворами.

Кафедральный Собор Святого Иоанна Предтечи – древнейший памятник храмовой архитектуры на территории России и восточной Европы (Керчь).

В Керчи, в одном из самых древних городов на территории России и восточной Европы, в дохристианском периоде еще во времена правления Византийской Империи был воздвигнут величественный храм. Начиная с VI-IX веков его не только реконструировали, перестраивали и поддерживали, но и использовали в качестве христианской святыни. На сегодняшний день, единственный, чудом сохранившийся архитектурный объект с периода расцвета Тмутараканского княжества, известен как Кафедральный Собор Святого Иоанна Предтечи.

2. Храмовые сооружения домонгольского периода

2. Храмовые сооружения домонгольского периода На Руси храмы покрывали цемянкой, которая еще сохранилась на фасаде Церкви Петра и Павла на Городянке (Смоленск).

Учитывая, что татаро-монгольского нашествие нанесло непоправимый урон русским землям как в экономическом, так и в культурном плане, неудивительно, что храмовые сооружения уже христианской Руси сохранились только в тех местах, где иноверцы не побывали. Некоторые церкви XI-XV веков постройки сохранили еще утонченные черты византийской архитектуры и структуры строения. Чаще всего, это были пятинефные крестово-купольные сооружения, строившиеся до эпохи Средневековья. Ярким образцом архитектуры XI в. является Софийский собор в Великом Новгороде, который был построен за рекордные 5 лет. Изначально его фасадные стены не были побелены, а лишь покрыты цемянкой (кирпичная или керамическая крошка, добавленная в известковый раствор), да и прекрасные фрески появились спустя лишь 100 лет. Со временем фасад побелили, а вот росписи остались лишь фрагментарно.

Собор Иоанна Предтечи – пример псковской школы зодчества.

Хотели бы отметить, что к XII-XIII вв., на территории Руси стали появляться церкви местной школы зодчих. Взять, к примеру Собор Иоанна Предтечи во Пскове, построенную в 1240 г., в которой уже не увидишь ни высоких стен, ни внешних украшений.

Успенский Собор во Владимире – один из самых величественных православных храмов XII века.

Хотя в богатых княжествах, таких как Владимиро-Суздальское предпочитали более изысканные формы, подобные византийским образцам, а также сложные архитектурные формы с богатым декором, особенно во внутреннем убранстве. Несмотря на то, что татаро-монголы несколько раз разоряли удивительной красоты Успенский Собор во Владимире (построен в 1158 г.), который позже был расписан самим Андреем Рублевым, его все же удалось сохранить.

Спасском Соборе Спасо-Андроникова монастыря можно увидеть исконно русские декоративные элементы – кокошники (Москва).

Стоит упомянуть и о древнейшем храме Москвы (1420—1425 гг.) – Спасском Соборе Спасо-Андроникова монастыря, в очертаниях которого уже появились новые архитектурные элементы, присущие русскому декоративному искусству. В тот период зодчие увлекались особенным украшательством экстерьеров – это были ложные полукруглые или килевидные закомары (завершение наружного участка стены), которые назывались кокошники.

3. Храмовая архитектура Русского царства (конец XV — начало XVII вв.)

3. Храмовая архитектура Русского царства (конец XV — начало XVII вв.) Кафедральный Успенский Собор Московского Кремля был построен под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.

К концу XV в., когда раздробленные русские княжества наконец-то смогли избавиться от опустошающего татаро-монгольского ига, Иван III, являющийся первым царем Русского Государства, решил сделать столицей Москву. Что и стало главной движущей силой в развитии зодчества. В этот период главные сооружения начали возводить из камня. В 1475-1479 гг. для проектирования государем был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, под руководством которого построили Кафедральный Успенский Собор Московского Кремля, а также началась замена деревянного Кремля на каменный.

Архангельский Собор в Московском Кремле – уникальный шедевр мировой архитектуры Средневековья
Шатровый купол – новый архитектурный элемент, который первым появился на Церкви Вознесения в Коломенском (Москва).

В дальнейшем, все чаще стали приглашать заморских зодчих и мастеров, благодаря чему в храмовом строительстве начали переплетаться европейские, византийский и русский стили. Взять, хотя бы, Архангельский Собор в Московском Кремле, который спроектировал итальянец Алевиз Новый или Церковь Вознесения в Коломенском, признанную шедевром мировой архитектуры. Предположительно, ее проектировал итальянец Петр Францизск Анибал, который в тот период длительное время работал на Руси, занимаясь строительством фортификационных сооружений.

Таким увидел Собор Василия Блаженного и Кремль итальянский архитектор и акварелист Джакомо Кваренги (картина «Покровский собор и Спасская башня Кремля», 1797 год).

Примечательно: Сын Ивана III Василий III (отец Ивана Грозного) положил начало вдохновляющей традиции строить храмы около Кремлевской стены в честь воинских побед. В результате Собор Василия Блаженного, построенный позже, объединил 11 церквей (приделов), часть которых названа в честь святых, чьи дни памяти ознаменовались главными победами: Церковь Покрова Богородицы (расположена в центре), Церковь Святой Троицы, Храм Входа Господня в Иерусалим, Церковь Николы Великорецкого, Церковь Трех Патриархов, Церковь Александра Свирского, Церковь Иоанна Блаженного, Церковь Григория Армянского, Церковь Киприана и Иустины, Церковь Варлаама Хутынского.

Собор Василия Блаженного – символ русской души (Москва).

Доподлинно неизвестно кто же все-таки спроектировал самый удивительный русский Собор Покрова Богородицы, что на Рву, в народе более известный как Собор (храм) Василия Блаженного, но он до сих пор украшает Красную площадь Москвы.

С тех пор начинается строительство довольно заметных культовых сооружений, отличающихся богатым убранством, хотя в глубинке проекты были еще в «старом» стиле, более скромными.

4. Архитектура в период правления династии Романовых

4. Архитектура в период правления династии Романовых Храм Живоначальной Троицы в Никитниках – одна из самых красочных и ярких церквей Москвы.

Несмотря на неурядицы в стране (начало XVII века ознаменовало отсутствие власти и польскую интервенцию), когда к власти пришел русский боярский род Романовых, столица начала преображаться с новым рвением. К середине века уже сформировалось новое направление в храмовом строительстве, получившее название русское узорочье. Главной святыней, построенной в этом стиле, является очень нарядный Храм Живоначальной Троицы в Никитниках (1628—1651 гг.).

Белоснежная Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме была построена в 1630 годы.

Стоит отметить , что не только в Москве появлялись такие эффектные соборы и церкви, взять, к примеру, элегантную Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме, отличающуюся большим количеством главок, обилием декора, резными наличниками, многоярусными кокошниками, эффектной росписью и изразцами.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях – один из первых объектов, построенных в стиле барокко.
С приходом в Россию барокко в конструкции и убранстве храмов произошли разительные перемены (Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове, Московская область).

Когда на престоле оказался Петр I, его любовь ко всему европейскому привела к появлению нового для России стиля – барокко, который в последствии назвали петровским барокко. Обилие лепного декора, резных элементов и позолоты, неприсущие для русского зодчества архитектурные элементы: ротонды (круглые здания), высокое крыльцо, башенки и короны, преувеличенные масштабы, многоярусность и т. д. Причем в разных регионах (на окраинах) страны в европейское барокко вплетались местные традиционные элементы, в Сибири – восточные мотивы, в западной части – польские и украинские архитектурные детали.

5. Классицизм и неорусский стиль

5. Классицизм и неорусский стиль Свято-Троицкий Собор Александро-Невской лавры – пример европейского классицизма на улицах Санкт-Петербурга. |
Казанский кафедральный собор – одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений Санкт-Петербурга.

Когда Санкт-Петербург был объявлен новой столицей России, все каменщики и зодчие страны были брошены (плюс ко всему приглашались европейские мастера) на строительство оборонительных сооружений, царского дворца, административных зданий и, конечно же, храмов. В быстрорастущем городе начали появляться удивительные архитектурные объекты, которые стали тяготеть к европейскому классицизму. Ему были присущи величественность и монументализм, унаследованные от античных канонов, простота, строгость, логическая ясность структуры, минимальное количество яркого декора и резных элементов. Яркими образцами барокко того периода стали: Свято-Троицкий Собор Александро-Невской лавры и Казанский кафедральный собор с его величественной колоннадой.

Примером возвращения к истокам стал мемориальный Храм Спаса на Крови, построенный на месте гибели императора Александра II.

Но уже к концу XIX в. снова вернулась мода на эстетику допетровской Руси, в которой нет места европейским влияниям. Снова возродилось узорочье, делался упор на византийское зодчество, появился неорусский стиль, тяготеющий к исконно русским корням. Чего только стоит Храм Спаса на Крови, возведенный в Санкт-Петербурге (1883—1907 гг.), на месте гибели Александра II. Если смотреть на снимки, не вникая в окружение, может показаться, что это Собор Василия Блаженного, построенный за несколько веков до этого в Москве.

Придворный Собор Петра и Павла в Петергофе был построен для нужд императорской семьи

Не такой яркий, но не менее впечатляющий является и Собор Петра и Павла в Петергофе, который спроектировал Николай Султанов. Пятиглавый храм, построенный из красного и желтого кирпича, украшенный поливными изразцами, декоративными колонами и иконами святых (покровительствующих императорской фамилии) предназначался для монаршей семьи.

6. Современное храмовое зодчество России

6. Современное храмовое зодчество России Стиль хай-тек эффектно приплетается с нерусским стилем, делая храм интересным и запоминающимся (Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, 1993-1995 гг.).
Церковь Новомучеников и Исповедников Руси на Лубянке была построена в 2013-2017 годах (Москва).

Если в Европе и в других странах мира практически полностью отошли от старых канонов строительства культовых объектов, то в России еще до сих пор сокрушаются, об отсутствии преемственности в храмовой архитектуре. Простым копированием стиля того или иного храма, который пытаются реконструировать или восстановить уже никого не удивишь, да и получается реплика не всегда удачной. Тем не менее, вносить новые элементы в облик соборов большинство архитекторов не торопятся.

Новаторская эстетика куда более соответствует современным реалиям и предпочтениям (концепт Храма священномученика Игнатия Богоносца).
Авторы концепта считают, что не стоит забивать стены росписью и позолотой, чтобы ничего не отвлекало от цели, с которой человек заглянул в храм (концепт Храма священномученика Игнатия Богоносца).

Справедливости ради стоит отметить, что начинают появляться удивительные концепты, которые вызывают бурю противостояния и в церковных кругах, и в умах некоторых представителей общественности, и даже архитекторов, зацикленных на древнерусских закомарах, изразцах и кокошниках. Когда на просторах интернета были обнаружены изображения Храма священномученика Игнатия Богоносца, который планируют возводить на Верейской улице, многие не поверили своим глазам. Коллектив авторов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Archpoint, представили проект храмового сооружения, кардинально отличающегося от русских соборов и церквей. Московская Патриархия одобрила строительства храма с необычным дизайном, который может в скором времени и появится на западе Москвы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится