Как в СССР запрещали и разрешали Рождество и трансформация его в Новый год
783
просмотров
Во всем христианском мире главным зимним праздником испокон веков считается Рождество. И только в нашей стране народ с нетерпением ожидает Новый год. Что с нами не так? Откуда такой диссонанс с другими странами? Попробуем разобраться в хитросплетении истории.

Славим Христа, славим Новый год

Славим Христа, славим Новый год

В раннем Средневековье главным религиозным событием была Пасха. Рождество не праздновали по той причине, что в христианстве поначалу упор делали на страдания Христа, его мученичество. Какое может быть веселье, когда со дня на день ожидали конца света?

Но постепенно народные языческие традиции неведомым образом переплелись с христианскими. Так совпало, что рождение Иисуса приходится на 25 декабря по западному летосчислению. Но, в это же время, во многих уголках мира издревле встречали рождение нового года после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году осталась позади. В Европе, по римской традиции, праздновали день рождения непобедимого Солнца, у нас отмечали колядки.

Переворот революционного движения

Переворот революционного движения

В царской России до революции Рождество почитали наравне с Пасхой. Событие отмечали шумно и весело. Это больше был детский праздник, когда наряжали елку, дарили подарки, устраивали театрализованные представления, веселились компаниями на улице. Новый год также отмечался, но его старались проводить в тесном семейном кругу.

Но в 1917 году после февральской революции произошла октябрьская, и к власти пришли большевики, возглавляемые Лениным. Вождь пролетариата считал религию «опиумом для народа» и начал борьбу с церковью. Хотя известно, что революционер неоднократно приезжал на елку к детворе и сам не чурался некоторых традиций.

Мы новый мир построим

Мы новый мир построим

Построение нового социалистического общества требовало прежде всего кардинальной перестройки сознания. А до простого человека лучше всего доходит, когда он видит зримые изменения, а не философские умозаключения.

Переделка выходных и праздничных дней как раз и олицетворяла важные пертурбации, проходящие вокруг. Газету «Правда» не каждый прочитает, а когда вместо привычных календарных праздников все вокруг отмечают что-то другое, поневоле задумаешься, с чем это связано. И уж, конечно, в первую очередь избавлялись от церковных памятных дат. Все вдруг стали атеистами, по крайней мере, на людях.

Рождество по-пролетарски

Рождество по-пролетарски

Однако инерция в человеке очень сильна. Если ты всю жизнь отмечал Рождество, и тебе это нравилось, отказаться в одночасье от праздника очень сложно. И новые пролетарии действительно посещали церкви 7 января, как и при батюшке-царе.

Но учитывая разношерстный контингент, сие событие без надзора попа превращалось во всеобщую попойку. Владимир Маяковский метко описал в стихотворении «Чье рождество?» происходивший беспредел:

Поплывет из церкви гул – развеселый оченно.

Будет сотня с лишним скул в драке разворочена.

Смотрю я на радостное торжество, глаз оторвать не смея…

Но почему оно зовется «Христово Рождество», а не «Рождество зеленого змея»?!

Партийным и комсомольским работникам происходящее не нравилось. Но чем занять раскрепощенную от оков самовластия рабоче-крестьянскую душу, жаждущую праздника? Чтобы отвлечь честной люд от безобразий, власти проводили лектории и просветительские беседы, где объясняли отсутствие у памятной даты «чудесного начала», его языческие корни. Параллельно устраивали культурные «красные коляды», «безбожные карнавалы» и «комсомольское рождество».

А может, запретить?

А может, запретить?

К 1922 году большевики устали бороться с проявлениями «мракобесия» и настойчиво рекомендовали на местах свернуть массовое празднование Рождества, даже в «комсомольском обличии». Этот день посвящали просветительской работе, выпускали газету «Безбожник». Но так как решение в некоторых регионах вызвало протесты, его отдали на откуп региональным властям. Мол, смотрите сами, но если что – ответите головой.

Постепенно накал рождественских страстей удалось загасить. Тем, кто 7-8 января не выходил на работу, ставили прогулы, выписывали штрафы. Наказание рублем оказалось весьма действенным. В 1929 году Рождество официально отменили, назвав решение «крупным завоеванием революции».

Злоключения елочки

Злоключения елочки

Предполагается, что традиция наряжать елку к Рождеству пошла из Германии. Сей факт не раз припоминали в тех или иных геополитических ситуациях. Например, Петр I старался привнести на Русь западную цивилизацию, поэтому покровительствовал новой и чуждой для русских традиции. Когда на престол села немка Екатерина II, это уже стало мейнстримом.

Но во время Первой мировой войны, в которой русская армия терпела поражение от немцев, рождественскую елку объявили «непатриотичной» и «чуждой». Неожиданно вспомнили, откуда родом безобидный обряд. По такой же ментальной схеме думали и в СССР. «Буржуазный пережиток» в 1920-1930 годы подвергался обструкции и порицанию.

Неожиданно в 1936 году газета «Правда» опубликовала заметку авторитетного большевика Постышева, в которой он фактически реабилитировал старую традицию. Мол, зачем детей лишать такого красивого атрибута праздника. Никто не посмел перечить. Все понимали, что это решение согласовано на самой верхушке власти. А в те годы властью был Сталин.

Ура! Елочка, теперь уже новогодняя, была спасена. Именно этому решению дети Советского Союза, да и сегодняшняя молодежь, обязаны проведению веселых и масштабных новогодних постановок в клубах и Домах культуры с участием Деда Мороза, Снегурочки и прочих сказочных персонажей.

Шествие Нового года

Шествие Нового года

Однако, что бы власти ни делали, людям, уставшим от серости и бедности, хотелось праздника, хотелось чуда. Правдами и неправдами в домах продолжали праздновать Рождество, по возможности ставили и наряжали елки, дарили друг другу подарки.

Советская власть поняла, что бороться с этим неэффективно. Но так как событие потеряло религиозное значение, его можно заменить эрзацем. Новый год для этого подходил идеально. Он отмечался в то же время, так же был любим в народе. И если дать людям светский праздник, веселый и дружный, они переключатся на него. Так и получилось.

После падения Советского Союза и возрождения церкви спустя десятилетия гонений Рождество вновь приобрело важное значение. Но оно изменило формат. Сегодня это именно религиозный праздник, во время которого почитают Иисуса Христа. Он приобрел тот формат, который должен был быть изначально – светлый, радостный, но камерный и духовный. Без спиртного, без шума, без эксцессов, в семейном кругу и с трезвой головой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится