Будущий гений архитектуры появился на свет в декабре 1889 года в Павлограде. Рос он в большой и дружной еврейской семье – у него было одиннадцать братьев и сестер! Родители не очень-то хотели, чтобы их дети влачили жалкое существование, и стремились найти им дело, которое считали подходящим, достойным и денежным. Отец Якова когда-то владел корабельными ресторанами, но разорился. Якову предстояло отправиться в ученики к фотографу, в портретное фотоателье – не худшая участь. Однако, узнав об этом, он пришел в ужас и… сбежал из дома.
Побег удался. Чернихов поступил в филиал Академии художеств в Одессе. В эти годы он трудился разнорабочим, чтобы добыть себе пропитание и деньги на учебу. Правда, начав как портовый грузчик, Яков все же пробил себе путь в творческой сфере. Успел он поработать и фотографом – какая ирония! – и резчиком паспарту, а однажды попал в помощники к организатору Одесской промышленной выставки. Чернихов умел, что называется, «учиться от всякого», буквально коллекционируя приобретенные навыки.
В Одессе же он разработал первый свой педагогический курс, который был реализован. Какое-то время Чернихов преподавал там же, где ранее учился.
Затем Яков перебрался в Петербург, уже в саму Академию, а заодно решил получить настоящее педагогическое образование. В поиске своего призвания Яков в конце концов оказался на архитектурном факультете Академии, который с блеском закончил в 1916 году.
Последующие десять лет оказываются вынужденным перерывом в его творческой карьере – Чернихов был призван на военную службу. Однако, демобилизовавшись в 1926 году, он успел закончить знаменитый ВХТУЕИН, который некогда был одним из центров развития русского авангарда, но находился уже под властью «чистовиков» - художников традиционного направления.
Немногие выпускники ВХУТЕИНа, придерживавшиеся идей авангарда, смогли реализоваться в профессии. Чернихов же начал работу области строительства с должности бригадира – тут уж не до творчества. Со временем он получил должность проектировщика в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, и наконец был приглашен преподавать в МАрхИ.
Как проектировщик индустриальных систем и строений, он, по-видимому, работал вполне успешно. Проекты для предприятий металлургии и химической промышленности, школ, жилмассивов, НИИ были выполнены Черниховым лично или же под его руководством. Однако их реализация часто оказывалась затруднена по финансовым или бюрократическим причинам.
В это время авангард уже превратился в чистую теорию, утопическую бумажную архитектуру, романтическую фантазию – но оставалось преподавание, иллюстрации, книги… Еще в 1927 году Чернихов организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», занимавшую проектной графикой и поисками рациональных конструктивных решений в области индустриальной архитектуры.
«Везде заменяйте слово графикой!» - говорил Чернихов, во многом предвосхищая современную визуальную культуру.
Как педагог, он стремился научить студентов мыслить, придумывать новые здания, а не копировать уже существующие. Он преподавал на архитектурных и строительных факультетах, в реальных училищах, в школах…
К огромному опыту в области строительства присоединилось понимание трудностей, когнитивных и технических, с которыми сталкивается творческая молодежь. Он написал несколько книг, по сути – учебных пособий, где всякие слова затмевались виртуозной, фантастической графикой, вдохновляющей учеников на собственные эксперименты.
В молодые годы он обожал абстракционизм и его крайнюю форму – супрематизм. Чернихов считал архитектуру родственной изобразительному искусству, настаивал не только на функциональности, но и на красоте – в том смысле, в каком он ее понимал.
Всякое свободное время Чернихов посвящал совершенствованию своих графических навыков, находясь в бесконечном поиске стиля, средств выразительности, необычных сочетаний. Коллеги и ученики считали его кем-то вроде пророка или святого. Современному же человеку кажется почти невероятным, что столь сложные архитектурные композиции созданы без использования компьютерной графики – только бумага, карандаш и цветные чернила.
Рисунки Чернихова – это и сказочная архитектура прошлого, и конструктивистские космические станции, и целые индустриальные миры, безлюдные, почти постапокалиптические, наполненные лишь дымящимися трубами заводов, бесконечными лестницами и линиями электропередач.
Спустя годы многие работы Чернихова выглядят провидческими, но тревожными.
Однако – нет пророка в своем отечестве. Самые смелые и новаторские идеи Чернихова практически не были воплощены. В последние годы жизни Чернихов увлекся разработкой шрифтов – делом, которое и современные дизайнеры, при наличии техники и программного обеспечения, считают сложнейшим.
Он умер 9 мая 1951 года. Тридцать лет наследие Чернихова было забыто – но в 1980-х годах внезапно было открыто заново и в наши дни приобрело статус культового – во многом благодаря стараниям его внука. Футуристические миры Якова Чернихова привлекают внимание архитекторов, дизайнеров, кинематографистов и создателей компьютерных игр, ему молодые таланты посвящают свои работы, книги переиздаются, работы проходят оцифровку и широко распространяются в цифровой среде. Романтик и визионер, он предсказал архитектуру современности и остался в истории как самый загадочный представитель русского авангарда.