Уже более десяти лет девушка создаёт необычайной красоты фарфоровые чаши и вазы, украшенные сотнями цветочных лепестков, листьев, стебельков и других растительных форм, тратя на свои творения месяцы кропотливого труда. Хитоми по истине открыла новую страницу керамического искусства, и ее изысканные творения, будто музыка в керамике, никого не оставляют равнодушными.
В замысловатых керамических изделиях Хитоми, которая в настоящее время живёт и работает в Великобритании, органично слились растительные формы Туманного Альбиона и Страны Восходящего солнца. Именно поэтому в её творениях четко прослеживаются технические приемы декорирования изделий из фарфора, относящиеся к гончарной практике XVII-XVIII века, двух совершенно разных культур.
Керамистка Хитоми Хосоно (Hitomi Hosono) родилась и выросла в Японии. С самого детства она была очарована богатством и красотой растительного мира в домашнем саду и на рисовых полях в Тадзими. Будучи еще маленькой девочкой, она взялась за лепку изображения невзрачного, на первый взгляд, древесного листа. Внимательно рассмотрев его, Хитоми осталась под большим впечатлением от того, как сплетались и ветвились его тонкие прожилки. Её буквально потрясло невероятного количество мельчайших деталей, которыми природа наделила маленький зеленый листик. С того момента флористика и стала страстью будущей художницы.
До приезда в Лондон Хитоми изучала народное гончарное ремесло в колледже в японском городе Канадзава. Приобретя навыки стиля Кутани - японской керамики, получившей широкую популярность в 17 веке, Хитоми перебралась в Копенгаген, столицу Дании и продолжила свое обучение в Королевской академии изящных искусств. Однако спустя пять лет талантливая керамистка уже была выпускницей лондонского Королевского колледжа искусств, где получила степень магистра.
Разумеется, что изучение искусства керамики в столь прославленных местах не могло не сказаться на творчестве талантливой японской девушки. Её творческие изыскания корнями ушли в японские традиции, где основой мировоззрения и искусства является созерцательность, способность видеть суть вещей и замечать детали. Большое влияние на Хитоми оказали и традиции европейской керамики. Так, под огромным впечатлением от Джозайя Веджвуда, знаменитого английского мастера-керамиста, творившего в 18 веке, а особенно от его фарфора Jasperware, где на основу накладываются тонкие рельефные фарфоровые декоры, Хитоми создала свою первую флористическую вазу из тонких фарфоровых веточек и лепестков.
В процессе дальнейших экспериментов с техническими приемами изготовления и материалами появились два характерных метода в её творчестве. Первый – создать текстурированную поверхность фигуры в виде растительных элементов. Второй – сложить слоистый арт-объект из множества рельефных узоров.
Каждая деталь ее творений сделана вручную и подобрана очень точно. В большинстве случаев она использует заранее отлитые заготовки, из которых и формирует будущий арт-объект. Над текстурой художница работает усовершенствованными ею самой различными зубчатыми приспособлениями и резцами, которые позволяют прорабатывать тончайшие элементы растительного орнамента.
У Хитоми уходит до двух месяцев на то, чтобы собрать по листику, по цветку, по бутону чашу или вазу средних размеров. Затем несколько месяцев изделие должно сохнуть. А вот «Большую чашу с перьями» девушка кропотливо собирала из 1000 отдельных листиков пять месяцев. Весь же процесс от начала до конца занял у мастерицы почти полтора года. Сушка занимает очень много времени, поскольку плотно прилегающие друг к другу слои композиции требуют 10-12 месяцев для того, чтобы полностью высохнуть.
После просушки и обжига детали вазы также вручную дорабатываются, прочищаются и гравируются. «Моя работа должна быть идеальна, — говорит художница, — ибо каждый должен быть совершенен».
Поразительно, насколько композиции всех изделий гармонично сочетают в себе ботаническую точность природных объектов и декоративную стилизацию растительных узоров. Хитоми, постоянно изучая структуру и конфигурацию новых растений, максимально стремится приблизиться не только к природным формам, но и придать им изящество и декоративность. "Объектами моей работы в фарфоре являются формы, вдохновленные листьями и цветами. Я учусь формам у сада. Я обращаюсь к сложности растений, рассматриваю прожилки листа, форму его края, наслоение лепестков цветка. Я смотрю, я касаюсь, я рисую."- говорит Хитоми.
Монохромная гамма, в которой в основном выполнено большинство её творений, позволяют зрителю сосредотачиваться непосредственно на форме и великолепных сложных узорах трёхмерных рельефов флористики.
На сегодняшний день Хитоми имеет студию в Британии. Её изысканные изделия пользуются большой популярностью. Их охотно приобретают коллекционеры, также несколько экспонатов приобрел для своей коллекции Британский музей, а большая фарфоровая чаша из листьев была куплена лондонским музеем Виктории и Альберта.
Хитоми Хосоно неоднократно принимала участие и награждалась на международных выставках. А после того как девушка стала обладательницей главного приза Perrier-Jout Arts Salon Prize, её авторские работы вошли в сборник «Новый век керамики». Фарфоровые изделия Хитоми также периодически экспонируются в ведущих галереях европейских стран и на родине художницы. А не так давно выставка состоялась в нью-йоркской галерее Адриана Сассуна и Музее Дизайна. Можно сказать, что эта хрупкая, как и ее фарфор, девушка покорила мир своим высочайшим мастерством.
Такое понятие как бумажные скульптуры по меньшей мере вызывает у многих удивление и недоумение. В нашей публикации вы узнаете об эксклюзивных скульптурах из слоёв обычной бумаги, которые не уступают в цене шедеврам из мрамора или бронзы.