В первый день свадебных гуляний после венчания молодожены вместе с родственниками и друзьями отправлялись на специальную трапезу.
Русский этнограф Иван Голышев так описывал свадьбу во Владимирской области, недалеко от Москвы: «Приглашаются все родственники молодой и родственники новобрачного. Их встречают в воротах отец, мать, молодой. Отец новобрачной вручает каравай черного хлеба и кланяется свату и свахе в ноги. Пред началом ужина подносят сразу по три стакана водки, наливки или красного вина, или меду – кто, что пьет» («Богоявленская слобода Мстера Владимирской губернии Вязниковского уезда», 1863 г. ).
В качестве холодных закусок готовили окорок, баранью голову и студень. В качестве супа, по словам Голышева, подавали похлебку из гусиных потрохов. Конечно, многое зависело от местности, где жили молодожены. В других регионах хозяйки могли приготовить щи, лапшу на мясном бульоне или борщ.
Чем богаче семья, тем больше мяса на столе
На горячее, по свидетельству Голышева, подавали пшенную кашу и разные части барана, поросенка и гуся. Считалось, что, чем больше мясных и рыбных блюд на свадебном столе, тем богаче торжество. Поэтому те, кто мог себе это позволить, перед свадьбой резали поросенка и готовили из него всевозможные блюда.
«Когда подают середку (середина барана) молодой берет из нее почку, разрезает на самые мельчайшие кусочки и раздает на вилке всем присутствующим... Когда подают гуся, новобрачные уходят из-за стола и переодеваются в другое платье», - пишет этнограф.
Пока гости ели, молодожены не притрагивались ни к еде, ни к напиткам. Их могли символически покормить до основного застолья. На северо-западе страны молодых угощали рыбным пирогом и молоком с клюквой, «чтобы деток было много, как рыбы в реке, да были они крепкими — кровь с молоком».
Русский этнограф Михаил Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880 г.) описывает еще одну интересную традицию: «Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр (творог)... Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка (друг со стороны жениха) брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей... и уносил курицу молодым».
Второй день свадьбы проходил в доме жениха с песнями и плясками, а на третий день молодая супруга демонстрировала свои кулинарные способности - угощала гостей пирогами.
Каравай - самый красивый свадебный хлеб
На Руси существовала традиция встречать молодых после венчания на пороге родительского дома с хлебом-солью. Этот хлеб - каравай - по случаю свадьбы выпекали круглой формы, он был украшен косами, цветами и лебедями из теста. Круглая форма символизировала солнце и вместе с тем плодородие и благополучие. Считалось, что выпекать каравай должна женщина, которая счастлива в семейной жизни и имеет здоровых детей, тогда и новая семья будет удачливой.
Каждый элемент декора на каравае имеет особый смысл: кольца - символ брака, колоски - плодородие и достаток, голуби или лебеди - верность, цветы - женственность, калина - любовь.
Каравай предназначался в первую очередь для молодых, они откусывали по куску на пороге дома, но во время торжества каждый гость также должен был отведать кусок каравая, тем самым разделив радость события.
Пирог в форме княжеской шапки
Курник, закрытый многослойный пирог с начинкой и отверстием сверху, также долгое время считался обрядовым свадебным пирогом. Его выпекали в форме четырех- или восьмигранной шапки, напоминающей роскошную шапку князя Владимира Мономаха, правившего в 11 веке.
Курник пекли с куриной и пшенично-зерновой начинкой. Курица и петух символизировали хорошее потомство, пшеница - богатство и плодородие. Иногда в курник клали скорлупу или куриные кости - на счастье. Если свадьба проходила в небогатой семье и не было денег на курицу, то пекли пирог с более доступными начинками - пшеном и грибами, корнеплодами или капустой. Обычно пекли два курника - для жениха и невесты. Пирог невесты украшали цветами и птицами (знак женственности и красоты), а пирог жениха - фигурками людей и животных (символ многодетной семьи и достатка).
Говорят, что в некоторых областях существовал обычай, когда во время застолья курник разламывали над головами жениха и невесты. Считалось, что чем больше пшеничных зерен падало на головы молодых, тем богаче они будут жить.
Помимо больших пирогов, на свадебном торжестве всегда было много маленьких пирожков с разными начинками, в том числе открытых расстегаев. Ими угощали в течение всего застолья вместо хлеба. На десерт пекли сладкие пироги и пряники.
После революции 1917 года, отношение власти к церкви стало отрицательным, обряд венчания ушел в прошлое как в крупных городах, так и в селах, а вместе с ним и многие свадебные ритуалы. Одна из редких гастрономических традиций, сохранившихся до наших дней, - угощение молодых караваем с солью.