Какие тайны скрывают «Крик» Мунка, «Маха обнаженная» Гойя и другие шедевры живописи?
667
просмотров
От знаменитых полотен бывает сложно оторвать взгляд: кажется, что художникам удалось проникнуть в самую суть живописи. Как такое возможно? Оказывается, многие шедевры рождались в окружении тайн и загадок — может быть, мы чувствуем это спустя века.

«Крик», Эдвард Мунк

«Крик», Эдвард Мунк

Один из самых впечатляющих примеров воздействия живописи на людей — картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Каждый, кто хотя бы однажды видел это полотно, никогда не забудет «примитизированного» человека, который изображен издающим душераздирающий вопль на фоне кроваво-красного заката. По одной из версий, Мунк действительно стал свидетелем пламенеющей вспышки, вызванной извержением вулкана Кракатау. А эмоции художник позаимствовал у пациентов психиатрической клиники, в которой проходила лечение его сестра. Впервые «Крик» был представлен под названием «Отчаяние», и это именно то состояние, в котором была создана знаменитая картина.

«Маха обнаженная», Франциско Гойя

«Маха обнаженная», Франциско Гойя

Эта картина знаменита тем, что является одним из ранних произведений западного искусства, которое изображает женщину без одежды — и при этом она не является мифологическим персонажем.Есть предположения, что картину заказал художнику Мануэль Годой, первый министр Испании.

В 1808 году картину обнаружила Испанская инквизиция. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания — инквизиция уже не имела такой силы.В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва, герцогиня Альба.

Оскорбленная этой версией, семья Альба вскрыла гробницу в 1945 году, чтобы доказать, что пропорции их предка не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали ранее, а тело выбрасывали наполеоновские солдаты, измерения провести не удалось.

В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя.

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич

Самый первый черный квадрат был создан Малевичем в качестве антипода солнечного круга: художник работал над декорациями к опере «Победа над Солнцем» и таким образом иллюстрировал победу сознательного творчества над пассивной природой. Сама же знаменитая картина написана поверх двух цветных изображений и является частью триптиха наряду с «Черным кругом» и «Черным крестом» — двумя другими образующими элементами супрематистской системы.

Впоследствии художник как минимум четырежды повторял картину, но каждый раз немного менял пропорции фигуры, оставляя подлинник отличным от реплик.

«Бурлаки на Волге», Илья Репин

«Бурлаки на Волге», Илья Репин

Илье Репину, одному из величайших русских портретистов, долгое время боялись позировать. Ходили слухи, что натурщики Репина погибали вскоре после окончания работы над собственными портретами. Так произошло с Мусоргским и Пироговым, так произошло по легенде и с волжскими бурлаками, изображенными на одноименной картине. Репин был поражен условиями бурлацкой работы и поместил на картину символ грядущего освобождения от рабского труда — речной буксир. Вот только до отмены бурлацкой тяги никто из натурщиков Репина не дожил.

«Звездная ночь», Винсент ван Гог

«Звездная ночь», Винсент ван Гог

Спустя много лет после создания картины «Звездная ночь» астронавты НАСА обнаружили на ней почти фотографическое сходство с океаническими течениями. Откуда Ван Гог мог знать расположение и направление так называемых «водяных вихрей», неизвестно. Известно лишь, что художник хотел изобразить звездную ночь, сознанную не просто природой, но и силой человеческого воображения. «Я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», — писал он брату. Но на полотне, помимо звезд, загадочным образом отобразились законы движения мирового океана.

«Старый рыбак», Тивадар Костка Чонтвари

«Старый рыбак», Тивадар Костка Чонтвари

Скрытый смысл работы малоизвестного венгерского художника-самоучки Тивадара Костки Чонтвари был раскрыт лишь спустя 100 лет после его смерти. Картина «Старый рыбак» была не известна общественности, пока смотритель городского музея Печа не догадался посмотреть на нее с помощью зеркала.

Оказалось, что портрет рыбака составлен из двух различных изображений, предположительно, Бога и дьявола. Вероятно, объединяя их, художник стремился отразить дуализм человеческой природы, что ему, безусловно, удалось.

«Девушка с жемчужной сережкой», Ян Вермеер

«Девушка с жемчужной сережкой», Ян Вермеер

Несмотря на все теории и домыслы, до сих пор остается неразрешенным вопрос, кто же позировал художнику для «северной Моны Лизы». Она выглядит так, как будто собирается что-то сказать нам, но безмолвствует столетиями. Согласно данным музея Маурицхёйс, где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. Неизвестно, писал ли её Вермеер на заказ и кто в таком случае был заказчиком. Неизвестно и имя изображённой девушки. По одной из версий, художник изобразил собственную дочь Марию. Но, может быть, ее и вовсе никогда не существовало.

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

В работах Дали неизменно ищут скрытые смыслы. Считается, что «Постоянство памяти» иллюстрирует нелинейность времени. На самом же деле Дали создал картину под впечатлением от плавленого сыра: добавил «плавящиеся» циферблаты к уже законченному пейзажу Порт-Лигат. Написание «Постоянства памяти» заняло у Дали не более двух часов, но именно эта картина стала одной из самых знаменитых работ эксцентричного художника.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится