Богоявление и Крещение - одно и то же?
Вообще под Богоявлением – или Теофанией – подразумевается любое явление божества, превращение его в доступного для наблюдения человека, существо или хотя бы явление. В Древней Греции перед простыми смертными могли являться олимпийские боги – и это тоже называлось Теофанией. Самое же первое письменное упоминание такого сюжета в религии встречается в гомеровской «Илиаде». Смысл, который вкладывался в празднование Богоявления христианами, за тысячелетия существования этой религии менялся.
Впервые оно упоминается еще на рубеже II и III веков. Спустя еще столетие Богоявление стало праздником и для восточных христиан, и для верующих на западе, тогда же отдельно стали отмечать Рождество. Вообще же Богоявление включало в себя события, связанные с приходом Бога-Сына в мир, – Рождество, Поклонение волхвов и Крещение. В отдельный праздник Крещение выделилось не сразу. Это интересно, поскольку в земной жизни Христа это событие отстояло довольно далеко от первых двух. Армянская апостольская церковь и теперь отмечает Рождество и Крещение в один день.
В православной традиции сюжет Богоявления все больше связывался не с рождественскими событиями, а с Крещеньем. Согласно Евангелию, Христос крестился в возрасте тридцати лет в реке Иордан. Богоявление в этом смысле связано с явлением Святой Троицы – Бог-Отец говорит с небес, Бог-Сын проходит обряд крещения, Святой Дух сходит на Христа в образе голубя. В настоящее время для православных верующих Богоявление и Крещение – два названия одного праздника, а в связи с тем, что церковный календарь все еще соответствует юлианскому, этот день выпадает не на 6 января, а на 19.
Богоявление у католиков
Католики воспринимают Богоявление главным образом как день поклонения волхвов младенцу Христу. Евангелие от Матфея повествует о том, как с востока пришли маги-волхвы, принесли Младенцу дары. Сюжет этот получил потом развитие в церковной литературе и в народных преданиях. По легенде, волхвов было трое, носили они имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Их стали называть «царями» или «королями», придав мудрецам статус правителей восточных земель.
Все то же 6 января в католическом мире отмечается как праздник почитания этих трех волхвов. В некоторых европейских странах существует традиция писать на дверях домов и храмов буквы CMB – по одной версии, это первые буквы имен троих «королей», по другой – слов в латинской фразе Christus mansionem benedicat, что означает «да благословит Христос этот дом». В храмах освящают воду, мел и ладан.
Французы, да и не только они, готовят в день Богоявления пирог, в который прячется «сюрприз» - монетка, или фигурка, или боб, и тот, кому достанется кусок с сюрпризом, объявляется «королем» или «королевой». А вот по испанской традиции (и традиции других испаноязычных государств) именно 6 января, в день поклонения волхвам, принято дарить подарки.
Богоявление на картинах
Сюжету Богоявления – связывается ли он с Рождеством, Поклонением волхвов или Крещением – посвящены многие произведения искусства, немало мастеров Возрождения брались за кисть именно ради воплощения на холсте этого события. Картина Андреа Вероккьо «Крещение Христа» интересна, например, еще и потому, что часть ее выполнена учеником художника, Леонардо да Винчи. С этой работой связывают легенду о том, как учитель, увидев работу ученика, признал себя побежденным. Кисти да Винчи на той картине принадлежит фигура ангела и некоторые элементы пейзажа.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф., 3:13-17).
Согласно канонам живописи, Христос и Иоанн Креститель на картинах, посвященных сюжету Крещения, часто изображены в одеждах синего и красного цветов, что не случайно: красный, цвет крови, символизирует страдания, а кроме того – это «царский» цвет, синий же на картинах Возрождения – цвет «божественный». Креститель держит в руке тонкий посох в форме креста. По другую сторону от Христа изображают одного или нескольких ангелов, над головой Спасителя – голубя и десницу Бога-Отца. А вот что касается символики улитки в христианстве: О чем рассказывают самые известные картины с этим существом.