Сегодня численность населения Канди превышает 160 тысяч человек, то есть по ланкийским меркам это практически мегаполис. При этом ничего общего с мегаполисами Канди не имеет.
Кажется, этот город — волшебная раковина, которую индуистские божества потеряли в горах. Дело в том, что центр Канди располагается вокруг водоема, имеющего форму идеального квадрата, а дома — на холмах и горах, возвышающихся над озером.
Дорога к Канди идет через горы, именно поэтому, когда подъезжаешь к городу на машине, трудно не залюбоваться открывающимся с вершины видом: озеро кажется драгоценным камнем, заточенным в малахитовую оправу гор и холмов.
Главное сокровище Канди, из-за которого город и считается священным местом для всех буддистов, — храм Зуба Будды и сам зуб Будды, что хранится в этом храме.
По легенде тому, кто будет обладать зубом Будды, достанется безграничная власть, так что, думаю, многие современные политики не отказались бы от возможности получить в безвозмездное пользование этот магический талисман. Хотя Шри-Ланка никакой безграничной властью не обладает, священную реликвию здесь берегут как зеницу ока, и дело тут не только в религиозном рвении.
Согласно той же легенде, если зуб уничтожить, то исчезнет и буддизм на Цейлоне. Уничтожить реликвию пытались многократно, в последний раз в 1998 году. Исламисты, по всей видимости, уверовавшие в древнее пророчество, попытались взорвать зуб и подложили в храм бомбу. Храм пострадал, но реликвия осталась целой и невредимой.
Хотя в храм Зуба Будды ежедневно приходят паломники со всего света, древнюю реликвию почти никому увидеть не удается. Она, как в сказке, спрятана в ларце, который находится в другом ларце, который хранится в третьем ларке, — в общем, всего ларцов семь.
На Цейлон зуб Будды привезла дочь правителя Калинги, она прятала сокровище в своих волосах. Вначале зуб хранился в храме Анурадхапуры, и только после того, как первая столица была заброшена, реликвию перевезли в Канди.
Храм знаменит еще и тем, что тут постоянно проходят торжественные церемонии, во время которых близ храма возжигают масляные лампады и свечи, статуи Будды украшают цветами, а монахи совершают ритуальные песнопения и играют на барабанах. Хотя на входе в святилище всегда толпа, внутри столпотворения, как правило, не бывает даже по большим праздникам (мы были там в канун Нового года и без труда передвигались по храму).
Гораздо больше народу на шоу кандийских танцоров, видимо, сюда заглядывают все туристы, решившие посетить Канди.
Кстати, представление заслуживает посещения, поскольку, несмотря на то, что шоу ориентировано в большей степени на гостей острова, традиционные ланкийские танцы не подвергались «суровой туристической редакции», то есть под вкусы западного обывателя они не адаптированы, а потому гораздо более аутентичные, чем представления с танцами в той же Индии.
Для начала об инвентаре, точнее о музыкальных инструментах и костюмах. Аутентичное все без исключения: на этих же барабанах и бубнах играют во время ритуальных церемоний в храме Зубы Будды, костюмы танцоров именно такие, какими они должны быть, даже последовательность танцев полностью соответствует культурным традициям острова.
Начинается представление со своеобразного музыкального приветствия, во время которого артисты выбивают затейливые ритмы на барабанах. Затем следует танец «Пуджа»: девушки-танцоры с горящими свечами в руках совершают медленные движения, ведь «Пуджа» — танец, созданный для того, чтобы выразить признательность учителю танцев и ангелам.
Далее в программе танец «Пантеру Нетум», он построен на прыжках, которые танцоры-мужчины исполняют под бой барабанов. Если «Пуджа» — танец нежный и медленный, призывающий завороженно наблюдать за горящими лампадами в руках девушек, то «Пантеру Нетум» — этакая хореография с элементами гимнастики и акробатики, танцоры разве что по стенам не бегают, а уж прируэты в воздухе совершают не хуже легкоатлетов и паркурщиков.
Следующий номер «Кобра». Уже из названия понятно, что во время него танцоры изображают змей, а роль главной кобры достается не только самой пластичной, но и самой красивой девушке. Вообще после посещения шоу у нас сложилось стойкое впечатление, что все самые красивые девушки Шри-Ланки становятся профессиональными танцовщицами. Только посмотрите на красавицу с белым символом кобры на голове! Настоящая мисс Азия.
Для следующего танца внешние данные артистов не важны, потому как это танец в масках. Как и все азиатские танцы с масками он иллюстрирует определенный миф, в данном случае, миф о том, как крылатый Гаруда убил кобру.
Погружение в мир фауны Шри-Ланки продолжается. Следующий танец носит имя «Павлин», и исполняют его девушки, облаченные в соответствующие костюмы. Вообще павлин — священная птица и олицетворение солнца. В индуисткой традиции павлин — верховное животное Брахмы, а в буддизме павлин олицетворяет сострадание и бдительность.
Следующий танец — «Рабан» — настоящий цирковой номер. Исполнители держат палочки с крутящимися на них тарелками и умудряются танцевать, насаживая на подставку новые тарелки. Словом, акробатический этюд, как он есть! А вот танец «Весы» не такой эффектный, зато в его основе философский подтекст. С помощью языка тела танцоры изображают суровые испытания и невзгоды, которые выпадают на человеческую долю.
Кстати, на Шри-Ланке полагают, что именно танец «Весы» — терапевтическое, а заодно и магическое действо — если правильно выполнить все движения, то душевное равновесие танцора восстановится, а все беды сгинуть прочь.
В финале танцоры хором исполняют гимн Шри-Ланки, а после начинается самая эффектная часть шоу — укрощение огня с обязательным хождением по углям и выступлениями глотателей факелов.
Кстати, ланкийские игры с огнем — это не просто банальное fire-шоу, а магический ритуал, ведь на Цейлоне верят, что, подчиняя себе стихию огня, человек усмиряет и силы зла.