В качестве моделей для написания картин на религиозную тематику Караваджо выбирал бродяг и проституток, а его заказчиками и покровителями были кардиналы и сам Папа Римский. В кино злоключения художника нашли достойное отражение.
Караваджо (Caravaggio, Великобритания, 1986)
Первая в хронологическом порядке лента целиком и полностью выдержана в бунтарском духе итальянского живописца. Британский режиссер-авангардист Дерек Джармен вынашивал идею байопика о Караваджо около семи лет, а в итоге снял его за пять недель. В основе сюжета — вымышленная история любовного треугольника между художником и его моделями — Леной и Рануччо. Причем персонажи эти были вполне реальными, а вот с их историями режиссер обошелся весьма вольно.
Леной называли известную в Риме куртизанку Маддалену Антоньетти. Караваджо был в нее влюблен, помимо этого, Лена позировала ему для нескольких картин в образе Девы Марии и не только. С Рануччо Томассони художник однажды поссорился на площадке для игры мяч, и когда тот начал язвить по поводу того, что Лена наставила ему рога, Караваджо выхватил шпагу и смертельно ранил обидчика. Ему был вынесен смертельный приговор и поэтому художник был вынужден скрываться до конца своей короткой жизни, чтобы избежать правосудия.
В фильме Дерека Джармена Лена и Рануччо стали парой возлюбленных — дерзких, грязных и оборванных обитателей улицы. Лену сыграла юная Тильда Суинтон: первую половину фильма ее образ больше напоминает маленькую разбойницу из «Снежной королевы» — опасную и похожую на задиристого мальчишку. Ближе к концу, когда она очищает лицо от грязи, распускает свои роскошные волосы и облачается в дорогой наряд перед карнавалом у кардинала, Лена чудесным образом преображается, позволив зрителям в полной мере насладиться королевской осанкой и нездешней красотой Суинтон.
В роли алчного и недалекого Рануччо впечатляюще выступил Шон Бин. Нельзя просто так взять и не упомянуть о том, что «Караваджо» не стал исключением в той закономерности его фильмографии, из-за которой актер получил прозвище «человек-спойлер» (спойлер: большинство персонажей, которых он играл, умирают в ходе повествования). Но в фильме Рануччо погибает совсем не так, как в реальной биографии художника, поэтому интрига для тех, кто еще его не смотрел, раскрыта не до конца.
Роль Караваджо досталась не настолько известному, как Суинтон и Бин, британскому актеру Терри Найджелу. Благодаря портретному сходству с художником ему легко удается создать убедительный образ с первых кадров, когда мы видим тяжелобольного Караваджо на смертном одре. Дальнейшее повествование складывается из воспоминаний и флешбеков, начиная с самого детства и первых картин мятежного художника.
Еще в начале фильма в глаза бросаются детали, не соответствующие времени действия. Когда замечаешь крой пиджака и ткань, нехарактерную для начала 17-го века, то кажется, что это ляп костюмеров. Но когда вельможа за обедом извлекает из-под полы калькулятор, становится ясно, что это авангардные фокусы режиссера. Постепенно раскрывается закономерность появления в кадре современных артефактов: похоже, они символизируют извечные человеческие грехи, общие для всех эпох: алчность, подлость, предательство и так далее. Одна из запоминающихся сцен — своеобразный косплей картины «Смерть Марата»: персонаж, сидя в ванной, набирает донос на печатной машинке.
Дерек Джармен кропотливо воссоздает не только работу Жака-Луи Давида: несколько картин самого Караваджо оживают в течение фильма. И в последней из них, «Положении во гроб» (1603), главную роль играет тело усопшего художника.
Двухсерийный биографический фильм, снятый для телевидения, в течение почти трех часов подробно и красноречиво пересказывает историю художника. В отличие от камерного и малобюджетного кино Дерека Джармена, лента 2007 года снималась в нескольких локациях: в Белграде, Риме и на Сицилии. Создатели не экономили ни на костюмах, ни на декорациях. В фильме появляются репродукции многих картин Караваджо, и поражает сходство моделей — актеров, позировавшие для них в кадре.
Исполнитель главной роли, итальянский актер Алессио Бони, достаточно органичен в роли художника, но уступает в харизме Караваджо образца 1986 года. В телевизионной версии хватило экранного времени на все слабости художника: в ней гораздо больше внимания уделяется и его бурной личной жизни, и склонности выяснять отношения на кулаках и шпагах. Местами «Караваджо» 2007 года скорее больше напоминает приключенческую любовную драму, нежели биографию живописца, но сложно отнести этот факт к недостаткам. Фильм собрал неплохие отзывы как зрителей, так и кинокритиков, а также получил несколько номинаций и пару побед в международных телевизионных премиях.
Караваджо: Душа и кровь (Caravaggio: The Soul and the Blood, Италия, 2018)
Это первый опыт режиссера Хесуса Гарсеса Ламберта на поле масштабных документальных работ, посвященных художникам. Вторым был «Леонардо: Неизведанные миры», снятый год спустя. Как и лента о Леонардо да Винчи, фильм о Караваджо создавался для просмотра на большом экране в технологии сверхвысокой четкости изображения 4К. Съемки проходили в Милане, Флоренции, Риме, Неаполе, на Сицилии и Мальте, в них было задействовано более 40 оригинальных картин итальянского художника.
Чтобы разбавить монотонные кадры с картинами и репликами итальянских искусствоведов, повествующих о работе и жизни Караваджо, режиссер пошел на рискованный ход. Он вставил в документальный фильм художественные съемки с актером, символически изображающим живописца и его душевные терзания. Голубоглазый блондин с татуировкой на всю спину заматывает лицо полиэтиленовой пленкой, размазывает по телу смолу и безмолвно кричит в емкость, наполненную водой — без этих пафосных и сомнительной ценности сценок можно было с легкостью обойтись.
Фильм в целом грешит клиповым монтажом и не всегда уместными спецэффектами: заметно, что авторы очень старались создать впечатляющее документальное кино для кинотеатров. Это работает скорее против его цельности, но в качестве эксперимента выглядит как минимум любопытно.
Похищение Караваджо (Una storia senza nome, Италия – Франция, 2018)
Фильм сицилийского режиссера Роберто Андо вдохновлен реальной историей о похищении картины «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» (1609). Она была украдена в 1969 году из часовни святого Лоренцо в Палермо. Местонахождение работы неизвестно до сих пор, но все указывает на то, что это дело рук сицилийской мафии.
Главная героиня фильма Валерия — секретарь кинопродюсера — уже 10 лет пишет сценарии для именитого сценариста в творческом кризисе, который продает их киностудии под своим именем. На идею нового сценария Валерию наталкивает таинственный незнакомец, поведавший ей интригующие подробности дела о похищении картины с участием сицилийских мафиози. Студия тут же хватается за многообещающий сценарий, но, похоже, что мафия не готова допустить обнародование истории.
В оригинале фильм носит название «История без имени». «Похищенным Караваджо» он стал еще при локализации для американских зрителей. Премьера детективного триллера с большим успехом прошла на Чикагском международном кинофестивале 2018 года.